|
Ирина Гайкалова
Смог Алматы - наша привычная реальность. Горожане даже не ужасаются черным клубам дыма на перекрестках, а смело идут, вдыхая смрадный коктейль. Куда нам деваться от этой реальности, что нам с ней делать? За многие годы власти города так и не приняли ни одного четкого решения этой проблемы. Много было сказано и записано в намерения, а воз и ныне там. Печально, но даже в долгосрочной перспективе никто не возьмется предсказывать, может ли волшебным образом очиститься воздух Алматы
Сейчас в Алматы после жары дышится легче. Сказывается и отсутствие части людей, пребывающих в отпусках, а значит, не использующих свои автомобили. Но лето заканчивается, и все вернется на круги своя: пробки, черный смог, превышающие все мыслимые нормы данные по концентрации вредных веществ в воздухе. Многострадальные легкие алматинцев привычно вбирают в себя то, что называется воздухом, уже даже не замечая всего ужаса положения. Приведем открытые данные городского департамента природных ресурсов и регулирования природопользования: в 2007 году в Алматы сохранялся высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА5) составил 12,6, что свидетельствует об ухудшении качества атмосферы. Дело в том, что уровень загрязнения атмосферы оценивается по величине комплексного ИЗА5, который рассчитывается по пяти веществам с наибольшими нормированными на ПДК значениями с учетом их класса опасности. Так вот, средняя концентрация формальдегида в Алматы достигала 4,0 ПДК, диоксида азота и взвешенных веществ - 2,3 ПДК. Максимальная из разовых концентраций оксида углерода превышала 5 ПДК, диоксида азота - 3 ПДК, взвешенных веществ - 2 ПДК, формальдегида и фенола - 1 ПДК. Не надо быть врачом, чтобы предположить, насколько вредно жить взрослым и детям в этой атмосфере. Известно, что загрязнение формальдегидом вызывает заболевания органов дыхания, а повышенное содержание оксида азота способствует росту заболеваний органов зрения, крови и центральной нервной системы. К тому же не надо забывать, что Алматы - один из лидеров и по онкологическим заболеваниям в республике. Не связывать эти данные с загрязнением окружающей среды никак не получается.
По российской статистике, каждый год в Российской Федерации от загрязнения окружающей среды умирает более 300 тысяч человек. По данным ООН, свыше миллиарда людей дышат нездоровым воздухом, каждый год три миллиона человек умирают от его загрязнения. |
Власти города не раз пытались обсуждать и даже решать проблему загрязнения воздуха, но чуда так и не произошло. В городе не было принято ни одной программы, которая могла бы исправить положение коренным образом. Да, есть тому причины - об этом нам твердят постоянно: неудобное и плохо проветриваемое географическое положение города, к тому же обремененное глупой застройкой “высотками”, растущее количество автотранспорта, предприятия и прочее, прочее.
Еще немного статистики: в 2007 году общее количество выбросов вредных веществ в атмосферу Алматы составило 185 тысяч тонн, из них 161,3 тысячи тонн приходится на выбросы городского автотранспорта. Основное количество вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта приходится на долю легковых автомобилей - 78 процентов, так как они составляют 88 процентов от общего количества автотранспорта города. Выбросы вредных веществ от автобусов составляют 14 процентов и грузовых автомобилей - 8 процентов от общего количества выбросов.
Уповать на то, что пара станций метро очистит воздух, вряд ли разумно. Запрет на ввоз “праворулек”, может, и внесет свою лепту, но, кажется, столь малую, что атмосфера ее даже не заметит. И даже введение стандартов Евро-1 ничего не поменяет (Европа при этом уже стремится к Евро-4 и -5).
Понятно, что город давно нуждается в радикальных мерах. К примеру, запрет на проезд автотранспорта в определенной части города. Однако власти на это предложение горожан всякий раз говорили, что это невозможно, это приведет к новым пробкам и прочим бедам. Запрет на проезд грузового транспорта хотя бы в дневное время тоже напрочь отрицается - наша экономика, говорят, к этому не готова. Замена давно устаревших и списанных где-то на Западе автобусов, чадящих, как дымовые шашки, тоже невозможна - дорого. Более того, эти отжившие свой век авто снабжают таким техническим достижением как валидаторы. Смешное сочетание.
Таким образом, обозревая возможности решения проблемы, понимаешь, что заходишь в тупик. Невозможно практически ничего: город просто встанет при любой попытке что-либо запретить или кого-либо оштрафовать за черный дым из выхлопной трубы. Но мы не ратуем за запреты, мы ратуем за конструктивный подход к изменениям в нашей городской жизни. Известно, что обеспечение способами передвижения, не зависящими от использования частных авто, особенно таких, как общественный и немоторный транспорт, например, поезда, езда на велосипедах, могут содействовать положительному изменению поведения людей, а также уменьшению транспортных пробок. Есть такой пример в этой связи: самый чистый воздух специалисты констатируют в Швеции. За счет чего страна добивается таких экологических высот? По мнению ученых, чистота воздуха обеспечивается здесь за счет системы центрального отопления и более жестких требований к общественному транспорту: многие автобусы в этой стране работают на этаноле и биогазе. Переводить общественный транспорт на этанол и биогаз - это задача для нас неподъемная по средствам. Так считается, по крайней мере.
Только вот никто не пытался подчитать затраты, которые государство несет при лечении больных людей. А ведь может оказаться так, что этих средств хватит и на новые автобусы, и на внедрение новых технологий. |