|
Ирина Бектиярова
Авиакомпания SCAT открыла регулярный рейс по маршруту Астана - Томск. Начиная со 2 июня 2014 года каждый понедельник самолет Bombardier CRJ-200 будет доставлять пассажиров из Астаны в Томск и обратно. К рейсу из Астаны могут присоединиться жители городов Алматы, Шымкента и Атырау по логистически продуманным стыковочным рейсам
Полет из столицы Казахстана до российского города занимает 1 час 50 минут. На обратную дорогу уйдет чуть меньше - 1 час 40 минут при попутном ветре. Это 2700 километров в оба конца. Полет проходит над пятью регионами - это Акмолинская, Павлодарская, Барнаульская, Новосибирская и Томская области. И одна государственная граница. За 15 минут до подлета к ней командир воздушного судна Анатолий Пасечный обязательно объявляет о ее приближении и о вхождении в воздушное пространство другого государства.
Любопытные пассажиры стараются разглядеть в иллюминатор эту протяженную длинную линию. Ее хорошо видно с высоты более 10 тысяч метров, если небо не затянуто облаками. Но физически ощутить все прелести пересечения границы пассажиры смогут лишь в аэропортах Астаны и Томска. В российской гавани их попросят обязательно заполнить миграционную карту с указанием цели прилета и количества дней пребывания на территории России. При этом загранпаспорт или визу у пересекающих границу не потребуют. В Россию можно смело летать с удостоверением личности.
Учесть необходимо лишь погодные перепады. Если в Астане в день вылета первого рейса с утра пригревает солнце и к полудню термометр поднимается до отметки в 18 градусов, то в Томске в это время всего лишь плюс 6, а накануне шел снег.
Погодные перепады, кстати, сказываются и на комфорте в салоне. Ведь если самолет вылетает в летнее время, когда в Казахстане устоявшаяся теплая погода, и летит на холодный север с туманами, облаками и осадками, такие моменты не могут не влиять на сложность полета. Турбулентность никто не отменял.
Но это никак не должно отражаться на безопасности пассажиров.
- Оборудование самолета и наша квалификация позволяют безопасно выполнять полет и саму посадку в аэропорту назначения. Для этого мы - профессионалы, - ответственно заявляет командир воздушного судна Анатолий Пасечный, который совершил перелет вместе со вторым пилотом Михаилом Шумаковым. Полет проходил на высоте 10 500 метров при средней скорости 800 километров в час.
Анатолий Пасечный не первый раз в Томском аэропорту.
- Это первый рейс авиакомпании SCAT на данном типе самолетов - CRJ-200. Сам я раньше летал сюда на других судах, - говорит командир. Полгода назад он отметил юбилей - 35 лет в авиации. В 1983 году Анатолий Пасечный закончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации. В Актюбинском авиаотряде летал на Як-40, был командиром, инструктором эскадрильи. Сейчас пересел на CRJ-200, до этого летал на CRJ-700, для чего прошел стажировку, которую проводили инструкторы из Канады и Америки. Выполнял как чартерные, так и регулярные пассажирские рейсы по всему Казахстану, городам России, а также в Дубай, Анталью, Бодрум, Куала-Лумпур, Стамбул, Токио, Сингапур.
Первый международный
из Казахстана
Администрация города и аэропорта приветствовала первый рейс из Астаны фонтаном. Две пожарные машины струями воды создали своеобразную арку, через которую самолет со взлетно-посадочной полосы въехал на площадку перед пассажирским терминалом. С такой аэропортовской традицией торжественной встречи пассажиры столкнулись впервые. Кто-то не сразу понял, зачем самолет поливают струями воды. Но когда сообразили, решили назвать эту добрую традицию “Брызгами шампанского”.
- Брызги шампанского нам организовали! - радостно улыбались прилетевшие пассажиры. А к этому “шампанскому” алматинец Женис Шалбаев как раз вез угощение для российских друзей - клубнику и черешню.
Для Томска этот рейс особенно знаменателен.
- Из Казахстана он первый. Одновременно первый международный регулярный рейс в нашем аэропорту, - подчеркнул директор ООО “Аэропорт Томск” Роман Фроленко в интервью нашему корреспонденту. - Открытие воздушного сообщения очень важно для нашего города.
В прошлом году здесь завершили реконструкцию аэровокзала, в три раза расширили площади, обустроили просторные транзитные залы. Пассажирский терминал теперь может обслуживать до 600 человек в час. Пассажиропоток теперь составляет 478 тысяч человек в год, и аэропорт занял второе место по этому показателю в регионе. Но самое главное, здесь был открыт пункт пропуска через границу. После чего появилась возможность принимать рейсы из других государств.
Сам Роман Станиславович родился в Алматы, после окончания вуза остался работать в Томске, а родители - в Казахстане. Летал к ним в гости через Москву.
- Таких, как я, очень много. У нас тесные родственные, деловые, научные, культурные связи с Астаной, Алматы, Шымкентом, Павлодаром и другими городами Казахстана. Все очень тесно переплетено. И мы с нетерпением ждали открытия такого замечательного рейса. Надеюсь, что авиакомпания SCAT будет развивать этот маршрут и увеличит количество рейсов. Мы уверены, что авиапоток будет хороший, направление уже пользуется популярностью у томичан, - говорит он.
Выигрыш во времени
и по финансам
- Будет ли это интересно? Очень интересно! Еще как будет пользоваться спросом этот маршрут, - уверен Сослан Джабиев, который много лет живет в Томске. И стабильно, раз в три месяца, бывает в Шымкенте, где живут родители, родственники и друзья. Из последней поездки возвращается домой не окольными путями, а напрямую домой.
Когда был студентом, добирался в Томск поездом Алматы - Новосибирск, позднее летал до Новосибирска. Это было не очень удобно, потому что затем приходилось до Томска ехать 5 часов на автобусе, который к тому же не всегда следует по расписанию, очень часто задерживается.
- SCAT сделал стыковочный рейс Шымкент - Астана - Томск. Утром прилетел в столицу Казахстана, около 4 часов погулял с друзьями. Теперь напрямую в Томск, по местному времени в 16.30 на месте. Очень удобно, - считает пассажир.
По его оценке, это выгодно и в финансовом отношении. Перелет до Томска из Шымкента обошелся ему в 30 тысяч тенге, или 5500 рублей. Если бы летел другой авиакомпанией по маршруту Шымкент - Новосибирск - 7700 рублей, или около 45 тысяч тенге. Плюс пять часов в автобусе обошлись бы в 700 рублей (около 3800 тенге). Выгода значительная.
Это, конечно, ощутят студенты, которые учатся в томских вузах. Учитывая, что в Томске каждый пятый - студент, и многие из них казахстанцы. Только в одном университете, который закончил Сослан Джабиев, из шести тысяч очников было 3,5 тысячи выходцев из соседнего государства. На каникулы домой им добираться теперь будет очень удобно. А в последнее время активизировались и межвузовские контакты.
Первым рейсом из Астаны в Томск прибыли и ученые Евразийского национального университета имени Гумилева. Профессора прилетели на защиту диссертаций своих магистрантов. Казахстанских коллег встречал заведующий кафедрой Томского государственного архитектурно-строительного университета Геннадий Волокитин. Два вуза соседних стран заключили договор, в соответствии с которым осуществляется обмен студентами, магистрантами, которые впоследствии получают два диплома об окончании ЕНУ и ТГАСУ.
- Таким образом, граждане Казахстана получат два диплома - российский и казахстанский. Очень кстати открылся новый рейс - прямо накануне защиты диссертации, - говорит российский ученый.
Родители - к детям,
внуки - к бабушкам
Пятилетний Рома с бабушкой и дедушкой отправился к своим двоюродным братьям и сестрам в Россию. Как рассказывает Наталья Николаевна Буинцева, сын Дмитрий, который 18 лет живет и преподает в университете в Томске, сообщил по телефону о новом рейсе.
- Говорит - покупайте билеты и прилетайте. Мы быстро собрались и утром вылетели из Алматы. Рейс не прямой, но авиакомпания продумала стыковку. Теперь надеемся, что вскоре откроется и прямой авиарейс. Нам было бы удобнее из Алматы напрямую добираться, - делится Наталья Николаевна, отмечая, что билет в оба конца на человека обходится в 108 тысяч тенге.
Валерий Станиславович Потовский, напротив, забрал внуков Георгия и Андрея, чтобы те погостили у бабушки в Астане. Они и раньше забирали внуков на лето, но добираться было нелегко - больше суток ехали автобусами с двумя пересадками. Теперь всего несколько часов, из которых большая часть уходит на пограничные и аэропортовские процедуры.
А вот четырехмесячный Егорка совершал свое первое в жизни путешествие. Ольга Тимофеева решила познакомить его с бабушкой и дедушкой в Павлодаре. Мама рассчитывала, что сын будет всю дорогу спать. Но малыш решил по-своему. И, для проформы поворчав на взлете, затем всю дорогу играл, строил глазки пассажирам, позировал перед фотокамерой, изучал самолет.
- Рейс удался. Безопасность полета обеспечена. Пассажиры, а с нами летели 22 человека в одну сторону и 35 обратно, довольны. Очень хороший показатель заполняемости на 50 посадочных мест для первого рейса, потому что обычно первый рейс начинается с 10 - 10. Возвращались домой с попутным ветром. Погода благоприятная. Представители в Томске сказали, что пассажиры надеются на увеличение частоты полетов. Авиакомпания проанализирует этот рейс, и если будет хорошая загрузка, то увеличим до 2 раз в неделю, - подвел итог первого полета командир экипажа Анатолий Пасечный.
Авиакомпания SCAT с началом летнего сезона открывает несколько новых рейсов, соединяющих разные города Казахстана с югом России, а также с Сибирью и Уралом. Уже действуют регулярные рейсы по направлению Актау - Волгоград и Астана - Томск. В ближайшей перспективе пилотные полеты в шесть крупнейших городов Российской Федерации - Сочи, Ростов, Новосибирск и Челябинск. |