|
Ольга Шишанова
Похоже, в Казахстане до сих пор никто толком не знает, когда так называемый вектор “зеленой” экономики начнет приносить хоть сколько-нибудь ощутимые результаты, причем желательно, чтобы при этом “были и овцы целы, и волки сыты”
Сегодня кажется, что чем дальше, тем больше термин “зеленая” экономика начинает приобретать не столько изначальное понятие “спасательного круга”, сколько нарицательное значение. В республике принимаются государственные программы, какие-то уже утвердили, какие-то находятся еще только на стадии разработки, все вокруг твердят о необходимости “зеленых” преобразований в пику экономике “коричневой”, но, как ни странно, особых шагов к преобразованиям пока не видно. Объяснение этому Министерство окружающей среды и водных ресурсов республики находит в пошаговой реализации перехода, считая, что альтернативы “зеленой” экономике нет и быть не может, поскольку с ростом экономики будет расти также и нагрузка на окружающую среду.
Впрочем, с этим утверждением никто спорить не собирается. Вот разве что настораживают некоторые моменты внедрения, которые потребуют не только довольно продолжительного отрезка времени - а его сейчас, по утверждению зарубежных экспертов, явно маловато на то, чтобы “раскачиваться”, продумывая к принятию те или иные “зеленые” решения, - но и серьезных, если не сказать больше, финансовых вливаний. При этом явно не последнюю роль сыграют дороговизна технологического оснащения и высокая себестоимость импортных энергоэффективных строительных материалов, поскольку производство экологически чистого оборудования в Казахстане пока не налажено. А для запуска потребуются не только внушительные капиталовложения на покупку оборудования, сооружений у тех же западных стран, но и, как следствие, привлечение иностранных специалистов, что даже на начальном этапе снова потребует серьезных материальных затрат.
Исходя из этого становится понятнее игра по правилам ЕС в области “зеленой” экономики, которую тот пытается навязать. Но не лучше ли вместо привлечения зарубежных экспертов, которые были и будут заинтересованы в получении прибыли для “своей стороны”, воспитывать собственных специалистов. Пусть это даже будет ненамного быстрее, чем сегодня, когда Казахстан торопят приступить к исполнению “зеленой” мечты, зато качественнее и надежнее, поскольку будет базироваться на отечественных интересах. А в разговорах о том, что во внедрении “зеленых” стандартов промедление смерти подобно, наверное, надо опираться на поговорку древних римлян: “Ищи, кому выгодно”, которые были отнюдь не глупее наших современников.
К слову, те самые страны, у которых якобы давно и прочно процветают принципы “зеленой” экономики, совсем не брезгуют закупать в энных количествах казахстанское сырье - углеводороды, полезные ископаемые, переработка которых медленно, но верно отравляет ту самую атмосферу, о которой так радеют зарубежные эксперты. Подтверждением служат данные неумолимой статистики, согласно которым именно на развитые страны приходится наибольшее количество выбросов СО2, лидер среди них - те же США.
Если же и вовсе обратиться к мировым событиям за последнее время, где страны ЕС и США играют далеко не привлекательную роль, становится понятна в том числе и их “зеленая” забота о благополучии таких стран, как Казахстан, да и всей планеты в целом. Получается, что, проповедуя догмы “зеленой” экономики, но только со своей колокольни, любая страна будет претворять в жизнь собственную политику, но с этим, пожалуй, трудно не согласиться. Вот только простым потребителям - как за рубежом, так и в Казахстане - от этого не легче, поскольку все расходы по внедрению “зеленых” нововведений ложатся на их плечи. И если глава МОСВР РК Нурлан Каппаров считает, что “такая дилемма была всегда”, депутаты нижней палаты парламента республики не совсем довольны складывающейся ситуацией, опасаясь взрыва социального недовольства.
По их мнению, нельзя, с одной стороны, беспокоиться об улучшении жизни народа, а с другой - душить его всевозрастающими тарифами, которые особенно будут базироваться на непонятном для многих будущем.
Астана |