|
Константин Маскаев
Что собой представляют вооруженные силы Незалежной? Насколько серьезным противником или защитником армия и ополчение Украины могут выступать в случае гипотетического вооруженного конфликта с кем бы то ни было?
Немного новейшей истории. После распада СССР на Украине осталась внушительная часть советских вооруженных сил. Три очень сильных военных округа второго стратегического эшелона и три воздушные армии - примерно 800 тысяч человек. В войсках осталось огромное количество единиц боевой техники, значительная часть которой была современной. По количеству танков (более 6100) и боевых самолетов (более 1100) Украина занимала четвертое место в мире после США, России и Китая. Украине также достался мощный арсенал стратегических ядерных сил.
Тогда же, сразу после распада, проявились первые разногласия и прозвучали политические упреки. Юная свободная пресса мусолила триллер о возможной войне между двумя славянскими народами. Можно предположить, что на тот момент в европейской части страны Украина имела бы значительное превосходство над российскими вооруженными силами: здесь России остались в основном округа третьего эшелона, оснащенные устаревающей техникой. Группы войск, выводимые из Восточной Европы, были разрозненны, моральный дух личного состава можно охарактеризовать как растерянность и апатия.
Даже выбрав безъядерный военный курс, Украина обладала наилучшими и даже роскошными стартовыми условиями для военного строительства среди всех стран бывшего СССР: мощнейший кадровый потенциал, высокоразвитый ВПК. Украине досталось около 700 предприятий и “почтовых ящиков”. Она оказалась монополистом на постсоветском пространстве по производству тяжелых жидкостных межконтинентальных и космических ракет, авианосцев, тяжелых военно-транспортных самолетов, вертолетных двигателей.
Два десятилетия независимости привели Украину на девятое место по уровню ВВП на душу населения среди 15 стран бывшего СССР. В 1992 году она занимала по этому важному экономическому показателю вторую позицию. По приросту же ВВП сегодня она оказалась на последнем, 15-м, месте. За это время население страны сократилось на 7 миллионов человек. Военное строительство повторило общую тенденцию: армия так и осталась в состоянии хаотичной деградации. Впрочем, и в экономике Украина имела лучшие стартовые условия, но, как говорится, не осилила.
Армия Украины претерпела структурные преобразования. Прикарпатский, Одесский и Киевский военные округа стали оперативными командованиями “Запад”, “Юг” и территориальным управлением “Север”. Дивизии превратили в бригады, их сейчас 17 (две танковые, восемь механизированных, одна воздушно-десантная, две аэромобильные, одна ракетная и три артиллерийские). Свыше 20 полков, в том числе три полка спецназа.
На начало 2013 года Украина имела 2311 танков, 3782 ББМ, 3101 артсистему, 507 боевых самолетов, 121 ударный вертолет. Сокращение за 20 лет оказалось значительным. Но эти цифры формальны, поскольку лишь 20 процентов техники еще боеспособны. Одну часть техники распродали, другую точили время и коррозия. За период 1992 - 2012 годов Украина вошла в число ведущих экспортеров оружия в мире. Но за эти 20 лет украинские заводы произвели для экспортных поставок только 285 танков и 430 БТР. А из имеющейся техники за те же годы продали за рубеж 1162 танка, 1221 ББМ (БРДМ, БМП, БТР), 529 артсистем, 134 боевых самолета, 112 боевых вертолетов, значительное количество средств ПВО. Экспортные успехи - это более чем на 90 процентов продажа собственности, а не успехи ВПК. Распродавать советское наследство продолжают и сейчас. Считается, что Украина избавляется от излишков и устаревшей техники. Но списание и распродажа этого наследства не компенсируются новыми поставками.
В начале 2000-х замахнулись на модернизацию 400 советских танков Т-64 в вариант Т-64БМ “Булат”. Но проект сразу сократили до 85 единиц. Реально модернизировано 76 машин. Новых танков Т-84У “Оплот” закупили 10 единиц. На большее у Минобороны не нашлось средств. При этом пятьдесят “Оплотов” заказал Таиланд, у которого деньги есть. Сотнями единиц продаются за рубеж БТР-3 и БТР-4. Армия Украины заказала всего 10 БТР-4, но не смогла их выкупить. У Мьянмы и Чада есть деньги на такие машины, у Украины - нет.
Но и с экспортом бронетехники возникли проблемы из-за низкого качества. Сейчас Ирак разрывает контракт на приобретение БТР-4. От БТР-3 отказались Казахстан, Азербайджан и ОАЭ.
Показательна история создания оперативно-тактического ракетного комплекса “Сапсан”, на который в 2007-2013 годах было истрачено более 200 миллионов гривен (более 30 миллионов долларов). Однако не только не собрали опытного образца, но даже не разработали документацию. Проект закрыли. Все выделенные на него средства просто проели или увели в другие сферы.
Украина может строить корабли. Однако программа строительства корветов даже под присмотром ВМФ не оказалась прорывным проектом. Вместо 20 кораблей к 2012 году страна получит в лучшем случае четыре, первый из них - лишь в 2016 году.
Вывод: за 20 лет независимости армия Украины получила 10 новых танков.
Что же до навыков и умений, то армия Украины практически не проводила боевой подготовки. Несколько попыток провести учения известны попаданиями боевых ракет в жилые дома и в пассажирский самолет. После чего в Украине вообще отказались от армейских учений. От греха подальше. Учения в сухопутных войсках ведутся в звене рота-батальон, но нечасто.
Средний налет пилота ВВС Украины в 2012 году составил 40 часов. Летным составом это воспринимается как определенный прогресс. Для сравнения: в ВВС России этот показатель довели до 120 часов. Понятно, что принципиальное улучшение ситуации невозможно из-за крайне тяжелой экономической ситуации в стране.
Сопротивляться с помощью технических средств Украина не способна. Можно было бы сделать ставку на патриотизм и боевой дух, но в голодной армии такая мотивация не сыграет. Контрактная, читай - профессиональная, армия Украины, продолжая поглощать значительные средства из скудного украинского бюджета, не обеспечивает обороноспособности. Впрочем, никакая обороноспособность ей и не требуется.
В этом смысле украинскую армию можно воспринимать как нехороший пример, которому ни в коем случае нельзя следовать. И пример этот по-настоящему выдающийся. Сложно найти в истории другую армию, которая без единого выстрела победила саму себя.
|