|
Светлана Фельде
Я давно хотела написать материал о своей подруге Надежде Кроль-Титовой.
Знаю я Надю уже десятый год. Познакомились мы во время очередной моей практики - я в то время как раз почти заканчивала трехгодичную учебу, а Надя уже вовсю работала после получения “корочек”. Дело вышло в городе Тройсдорфе, в клинике для стариков с психическими отклонениями. Все во время этой практики было противно и не так - вредная начальница, неудобные смены, долго ехать на поезде из одного городка в другой. Короче, настроение у меня было самым гнусным. И вдруг в одну из первых смен ко мне подошла темноволосая женщина с таким лицом, что мне сразу захотелось смеяться, плакать, грустить, короче, рассказать ей о себе все и чтобы она никуда больше не уходила.
И она не ушла из моей жизни. Мы стали подругами. Мне повезло узнать и знать Надю с такой стороны, с какой, может, ее не знают муж и дети, сестры и внуки, соседи по дому, знакомые и так далее. Мне повезло, что эта добрая, тактичная, отзывчивая, талантливая во всем - отношения с близкими и друзьями, рисование, лепка, пение, ведение домашнего хозяйства - женщина стала моим другом.
Я давно хотела рассказать о ней, придумала вопросы, думала, как оформлю материал. А Надя так рассказала о себе, что мне расхотелось превращать это в банальное интервью, я решила просто дать слово самой Наде. Она и тут оказалась талантлива - так незатейливо, но очень глубоко рассказать о себе может далеко не каждый.
Итак, слово моей подруге Надежде Кроль-Титовой.
“Родилась я в 1954 году в холодном месяце октябре. Родила меня моя мамочка в местной больнице города Талды-Кургана, жили мы на станции Лепсы, куда еще до войны выслали моих родителей из Украины. Вот и жили мои родители там до снятия комендатуры, потом, получив паспорта и свидетельства о рождении детей, решили рвануть хоть куда-нибудь. Лишь бы не оставаться там, где все напоминало о несвободе. Так вот, этим “куда-нибудь” оказался юг Казахстана - Джамбульская область, Меркенский район, свеклосовхоз первого отделения. Как мне там понравилось! Рай, и только - сады, огороды, обилие фруктов и овощей. Виноград, персики, абрикосы, арбузы - все это росло на нашем приусадебном участке, на котором отец выстроил большой и красивый дом. Этот дом на улице Щорса, 25 был свидетелем самых моих счастливых юношеских дней. В 1970 году я закончила в Джамбуле педагогическое училище имени Абая, решила уехать в Целиноградскую область - очень хотелось приключений и романтики.
Но вместо романтики поджидала меня на целине школа по выживанию, школа терпения и выносливости. Во всех смыслах этого слова. Сначала я терпела холод, кутаясь во все, что можно было найти теплого, потом стала учиться терпению рядом со свекровью. Сложный она была человек, очень сложный, но именно она сделала из меня ту женщину, которой я являюсь сегодня. Именно благодаря ее суровости и урокам научилась я выдерживать удары судьбы, когда они случались, не терять достоинства, не сдаваться.
Сейчас трудно в это поверить, сейчас, когда мы с тобой сидим вот тут, в тепле и цивилизованном европейском уюте, но было и другое.
Знаешь, как выглядела тогда моя жизнь? Чтобы постирать - грей воду на печке, полоскать - в реке, вода питьевая - только из колодца, никаких тебе водопроводов. Каждый день по пятнадцать-двадцать ведер выкручивала я из колодца. А когда начиналась огородная пора - и того более. Свекровь научила меня печь хлеб в русской печи, вязать теплые вещи себе и детям, разбираться в грибах, а потом солить их, выращивать картошку, доить коров, поить телят. Но это так - между делом. А главным занятием была семья - муж и трое моих детей. Всех - обиходить, накормить, при всем этом не растрепаться и остаться женщиной. Женщиной - при таком ритме, такой неженской нагрузке - ты это можешь себе представить?!
В 1996 году я стала уговаривать мужа - убежденного коммуниста, троих детей-комсомольцев, невероятных патриотов и так далее, перебраться в Германию. Мне давно нравилась эта страна, я много о ней читала, мне хотелось жить в этой стране, которую любили все наши русские поэты и писатели. Не скрою - еще мне хотелось порядка и порядочности, всего того, что там, в Казахстане, найти можно было с трудом.
Осенью этого самого 1996-го мы приехали в Германию. Всем нам сразу без проволочек дали языковые курсы, но всем - в разных городках. Так что я, муж и дети осваивали настоящий немецкий порознь. Муж злился, дети дулись, а мне приходилось делать спокойный и уверенный вид, я всем говорила - все устроится. Все будет хорошо.
Скажу честно, сразу полюбила Германию. Конечно, стыдно говорить, что не любишь свою родину, ту, где вырос и все главные события в твоей жизни случились, но я не то чтобы ее не люблю, я просто с трудом уже соглашалась с тем социумом, который нас там окружал. Так жить - порочно и неправильно. Жаль, что политики этого не хотят понимать. А здесь, а здесь - порядок и никакой коррупции. Я не жалею о совершенном поступке, я считаю, что это решение было правильным. Просто на все требуется время. А чтобы прижиться в другой стране - тем паче. |