|
Константин Маскаев
Снежный возраст
Около года назад мы познакомили читателей “НП” с военным пенсионером из Павлодара Сергеем Спринсяном. Мы назвали его Человек - белый медведь, а он и не возражал. Напротив, словом и, главное, - делом стремится подтвердить то, что удалось немногим на нашей планете: он победил холод!
На первый взгляд трудно угадать в этом коренастом, подтянутом, активном мужичке человека, который всего через пару лет разменяет седьмой десяток: сейчас Спринсяну - 58. Он утверждает, что живет в организме двадцатилетнего. Только морщинки вокруг его голубых ясных глаз как бы намекают... Он также считает себя родоначальником новой человеческой общности, представители которой, как знать, будут жить по 200 лет. И все благодаря низким температурам, особой дыхательной гимнастике на морозе и здоровому образу жизни.
Напомним, летом по приглашению редакции Сергей приезжал в Алматы. Нам было крайне любопытно и абсолютно необходимо лично познакомиться с героем публикаций нашего павлодарского корреспондента Ирины Ковалевой. В течение недели мы подвергали организм Сергея Спринсяна различным физическим нагрузкам и провели комплекс медицинских обследований. Он с первого раза достаточно легко забежал по лестнице на плотину Медеу и, узнав о рекордных забегах, пообещал вскоре установить свой. Мы поднимали его в горы, к ледникам. Он был счастлив возможности среди лета лечь голым торсом на снег.
Отправляясь домой, в Павлодар, он сказал, что зимой в самые морозы будет рад показать, чего достиг в своей дружбе с лютыми холодами. Поэтому, когда в конце января температура в Прииртышье опустилась ниже 30 градусов, мы собрались в гости к нашему белому медведю.
Когда зимой садишься в самолет в Алматы и летишь в северном направлении, должен быть готов к тому, что самый настоящий колотун обнимет тебя еще на трапе, при выходе из воздушного судна, даже если на вылете было плюс 4 градуса. Так и произошло. Ясным январским утром в аэропорту Павлодара оказалось минус 36: перепад в сорок градусов! Добавьте к этому привычный для этого региона бодрый ветер, и вы поймете, почему некоторые предусмотрительные пассажиры еще до выхода из самолета забрались в зимние сапожки, шубы, достали шарфы и натянули меховые шапки. Это правильная экипировка.
Встречу с Сергеем Григорьевичем назначили ближе к полудню. К слову, днем мороз немного ослаб: 31 градус. Но по ощущениям теплее, понятно, не стало. Укутанные в пух и мех павлодарцы, иней на ресницах, добрый румянец на щеках. Вот в каких условиях, уверен Спринсян, нужно жить, чтобы продлить свою молодость! Понятно, что при этом еще не пить, не курить и отказаться от переедания. А он, к примеру, отказался от животной пищи, хотя к вегетарианцам себя не относит. Ест крупы, овощи, зелень, а иногда, по какому-то особому зову (два-три раза за год), готовит себе белое куриное мясо и холодец из куриных лап.
И вот он выходит из регионального офиса КНПК, Коммунистической народной партии Казахстана, активным членом которой он является, и бодро идет навстречу. Случайные прохожие поеживаются при его виде и замедляют шаг, наблюдая. Для них он чудак чудаком. Или ненормальный. В мороз, от которого вдыхаемый воздух в носу кристаллизуется и потрескивает, к нам идет человек в ветровке и нейлоновом спортивном трико. Из “зимнего” на нем - только вязаная шапочка. Но поверьте, такая шапочка скорее подходит для широт Алматы. А в Павлодаре мужчины в возрасте предпочитают меховые ушанки.
Спринсян доволен эффектом, к которому он, впрочем, уже привык: регулярно совершает пробежки вдоль оживленной трассы Павлодар - Астана под аккомпанемент автомобильных клаксонов. К тому же бежит он хоть в своей легкой шапочке, но обнажив торс! Мороз и ветер ему не мешают. Помехой может послужить только направление ветра - когда вредные выбросы со стороны предприятий несет в сторону города. Но в такие дни страдает не один Спринсян, а весь Павлодар. Именно таким оказался первый день тестирования Человека - Белого медведя. Сажа и химия в атмосфере не позволили Сергею Григорьевичу показать дыхательные упражнения, во время которых он встает лицом к ветру и через нос вдыхает морозный воздух так глубоко, насколько позволяет физиология. Это упражнение он называет “запустить в себя мороз”, или “заморозка легких”. Отложили на другое время. А в первый день Спринсян все же вышел на трассу у моста через Иртыш, обнажил торс и... побежал сквозь морозную дымку. В последние годы река в районе Павлодара не замерзает - следствие сброса технических вод с металлургического предприятия, Аксуского завода ферросплавов. В морозы Иртыш парит, словно закипает, ветер треплет клочья тумана. Влага добавляет ощущение холода.
Спринсян пробегает километра три, мы сопровождаем его в машине. Иногда я бегу рядом, чтобы сделать фото. Но потом отогреваюсь в салоне, а он продолжает бежать. Тело покрыто румянцем, на лбу что-то типа испарины. Неужели ему жарко? Возможно, он так и бежал бы еще километров десять, до поселка Ленинский и обратно, но день представляется слишком уж морозным. Да и Спринсян признает, что будь на десяток градусов выше (слово “потеплее” здесь неуместно), ему было бы проще. Предлагаю ему продолжить завтра. Трогаю покровы его кожи на груди и спине. Не скажу, что они горячие. Но мои ладони куда холоднее. Ему этот мороз - побоку. Остальным - мороз по сердцу.
Его тело не покрыли мурашки, его не колотит от холода. Он спокойно расхаживает по обочине, восстанавливая дыхание, иногда помахивает проезжающим машинам. Водители при виде такого необычного атлета, понятно, замедляют ход, ползут со скоростью пешехода.
Около двух часов он провел на морозе при температуре ниже 30 градусов. Не остыл и не простудился. Что Спринсян продемонстрирует завтра, будет зависеть от погоды. Читайте об этом в продолжении репортажа из Павлодара.
Фото автора |