Константин Маскаев
Расстрел в учебном заведении. В бывшем СССР такое случилось, пожалуй, впервые. Прежде ньюсмейкерами подобных происшествий чаще всего становились американцы. Не хотелось бы думать, что трагедия в московской школе открыла этот счет и у нас
Как бы там ни было, но до московского инцидента причины расстрелов в США вроде бы лежали на поверхности: свободный доступ к оружию. Но разве 15-летний стрелок Сережа Гордеев, использовавший отцовские карабины, не имел столь же свободного доступа к оружию? У многих из нас есть в доме охотничий огнестрел или пневмат. И не важно, что хранится он в положенном по закону сейфе. Дети - исследователи. Они подчас гораздо лучше взрослых знают о наличии тех или иных предметов в доме и местах их размещения. Но принесли стволы в школу и пустили их в действие - впервые.
Самый терзаемый ныне вопрос: почему? Что заставило спортсмена, тихоню и отличника стрелять в преподавателей и полицейских? Быть может, он нездоров? Или был нездоров в момент совершения преступления?
И хотя версия о “рациональном” мотиве тоже в ходу, в первую очередь следствие пытается разобраться с вменяемостью стрелка. Ему назначили психоэкспертизу.
В пользу того, что в сознании фигуранта что-то сломалось, могут говорить показания свидетелей из числа одноклассников. Они утверждают, что, войдя в класс, Сережа вначале выстрелил в учителя, а затем сообщил, что ему открылся смысл жизни и он может поделиться этим знанием со своими товарищами.
Наличие конфликта в среде старшеклассников как фактор агрессии следствие не обнаружило. Вроде обычный класс в хорошей школе, которая должна была вот-вот получить статус профильной гуманитарной.
Уже выяснили, что обращаться с оружием Сергей умеет: увлекался стрельбой. Могут возникнуть проблемы у родителя. Ведь ответственность за доступ к оружию и его использование ляжет на владельца.
Сразу после инцидента высказывалась версия о потере виновным связи с реальностью. Он якобы говорил, что собирается увидеть себя в посмертном мире и ожидал, что “отправится” туда с помощью полицейских, которые, вероятнее всего, застрелят его во время захвата.
В среду “Московский комсомолец” предложил и такую версию. Ученик мог устроить расправу над учителем, поскольку заподозрил его в гомосексуализме. Сергей, по признанию одноклассников, был яростным гомофобом и подозревал у преподавателя географии отклонения в ориентации, постоянно пренебрежительно отзывался о нем и называл “гомиком”. Он также якобы постоянно допускал в среде сверстников высказывания вроде таких: “Была бы возможность, расстрелял бы всех “голубых” и тех, кто их защищает”.
Незадолго до инцидента преподаватель оценил знания старшеклассника на “двойку”. Мальчик же “шел на медаль”. И хотя с введением в России ЕГЭ (аналог ЕНТ) медали отменили, а смысл обладания ими теперь относится к сфере самоутверждения, эта “двойка” могла ударить виновника инцидента по самолюбию. Правда, говорят, что саму отметку учитель даже не занес в журнал, а лишь высказал намерение. Одноклассники также говорят, что напряженные отношения с учителем географии якобы возникли после того, как Сергей уличил географа в какой-то неточности и стал пропускать уроки.
Помимо оружия следователи изъяли компьютер подростка и несколько коробок с бумагами: журналы, тетради, другие записи.
После печального инцидента Генпрокуратура России распорядилась проверить обеспечение безопасности всех учебных заведений Москвы, а также соблюдение законодательства об оружии. Также теперь проверят, насколько соблюдается законодательство о системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. |