|
Анна Шелепова
Сезон отпусков в разгаре. Однако буквально через неделю туроператоры почувствуют резкий спад клиентов. А потому некоторые дальновидные владельцы пансионатов и отелей на Иссык-Куле начали снижать цены
В последние несколько лет киргизские бизнесмены, работающие в сфере туризма, не перестают удивлять казахстанских туристов стабильно завышенными ценами на отдых. “НП” не раз задавалось вопросами о том, кто и когда присвоил киргизским санаториям категорию звездности? По каким причинам их владельцы вдруг сами по себе перешли в еврозону и ставят несоизмеримые с сервисом цены - 150 евро за ночевку в санаториях, где на территории, кроме наследства с советских времен в виде раздолбанных памятников, по-прежнему нет никакой инфраструктуры. Почему киргизские бизнесмены задирают высокие цены, но при этом их наемные сотрудники даже не пытаются элементарно выносить мусор из номера и вкусно кормить туристов? А шведский стол и аниматоры, аквапарки и экскурсии - за редким исключением - вообще из области фантастики. К слову, подобные услуги можно получить, к примеру, в индийском туристическом штате Гоа за 20 долларов, в турецком Бодруме - за 40 в сутки!
- Ситуация с намеренно задранными ценами в Кыргызстане отличается стабильностью, даже несмотря на казахстанский кризис в финансовом секторе, - комментирует
Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА). - Сфера туризма, как лакмусовая бумажка, индикатор состояния общества. С осени 2007 года вместе с финансовым кризисом в стране мы четко заметили спад туристов. Поскольку отдых - эта та статья расходов, которую любой человек сократит одной из первых, если у него режим экономии.
По наблюдениям КТА, в этом году получилось так, что те казахстанцы, которые ездили в Турцию, решив сократить расходы на отпуск, поехали на Иссык-Куль. Те же, кто изначально мог себе позволить только Иссык-Куль, не поехали вообще никуда.
Киргизские санатории почти все лето простояли полупустыми. Будучи на северном побережье Киргизской жемчужины, мы встретили отпускников, которые приехали в поселок Бостери с юга. По их словам, на южной части и вовсе нет туристов из Казахстана. Владельцы санаториев в панике. Они пытаются ободрать по двойному тарифу всех, кто доехал до той части побережья. Их, конечно, заботит тот факт, что казахстанцы к ним не едут. Но при этом они даже не догадываются снизить цены, чтобы они все-таки приехали...
По нашим данным, буквально неделю назад представители киргизских санаториев все-таки осознали проблему и поняли, что если их ценовая политика останется такой же жесткой, то они не заработают в этом сезоне и вовсе ничего. Часть отелей все-таки начала двигаться в сторону потребителей, то есть снижать цены.
- Таких санаториев немного, примерно 30 процентов, - говорит наша собеседница. - Дело в том, что есть разные категории цен. К примеру, есть рыночная, то есть обычная цена, есть цена для туроператоров, для корпоративщиков, для постоянных клиентов, а есть сезонная. Сейчас еще пик сезона, он приходится на середину июля и длится до середины августа. Но уже после 15 августа сезон пойдет на спад. И владельцы санаториев должны понимать, что к ним уже почти никто не приедет. Следовательно, они должны снижать цены. По идее, учитывая кризис в Казахстане, цены надо было снижать еще в июне, но даже в августе это понимают немногие бизнесмены.
При таком малоперспективном раскладе мы наблюдали парадоксальную ситуацию. В надежде на сиюминутную выгоду управляющие отелями умудряются перепродавать еще весной выкупленные алматинскими туроператорами места. Они руководствуются той логикой, что еще неизвестно, приедет турист из Казахстана по путевке или нет, а на пороге санатория появляется турист “с наличкой”. Именно с такой проблемой мы столкнулись, когда туристы из нашего рейсового автобуса пытались по путевкам заселиться в санаторий “Телтору”. Их не ждали, и места в санатории были перепроданы по второму кругу, а туристам, которые приобрели путевки в алматинской турфирме, предложили пожить где-нибудь еще...
- В подобных ситуациях турист должен звонить своему туроператору, у которого он приобрел путевку, - комментирует Р.Шайкенова. - При таком раскладе возможны два варианта. Либо турист за наличные деньги устраивается в другом санатории, а когда возвращается в Алматы, туроператор ему отдает деньги. Либо туроператор договаривается с другими санаториями, с которыми есть предварительные контракты и которые свободны.
P.S. Тем временем Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству при правительстве Кыргызстана объявило о введении с 1 августа при въезде в биосферную территорию “Иссык-Куль” экоталонов.
За въезд легковых автомашин и мотоциклов с граждан Кыргызстана взимается 50 сомов, граждане иностранных государств (в том числе и Казахстана) за все виды транспортных средств должны платить 500 сомов. Сборы производятся на трех стационарных экопостах: “Иссык-Куль” (на дороге Бишкек - Каракол), “Каркыра” (Тонский район, на пересечении с казахстанской границей) и “Кызыл-Омпол” (Кочкор - Балыкчи). Все талоны имеют степень защиты и являются документом строгой отчетности. Экоталоны выдаются вместе с кассовыми чеками. Сборы взимаются за разовый проезд, поэтому всем отдыхающие обязаны сохранить их до конца пребывания на биосферной территории.
По словам начальника управления генеральной дирекции биосферной территории “Иссык-Куль” Эралы Барыктабасова, введение экоталонов продиктовано тем, что многие граждане жаловались на работу сотрудников экопостов. “Данная мера позволит эффективнее бороться с проявлениями коррупции”, - уверен он. |