|
Айгуль Жилкишина
Часть I. Хамы и скопцы
Однополая любовь - выбор или предопределение? Почему появляются такие люди? Возможно, в этом виновата жесткая мать или слабый отец? Или человек в утробе матери получил слишком мало или много каких-либо гормонов? Как относиться к таким людям? Эта субкультура всегда была объектом пристального изучения, поэтому тайной она не является. Однако полной ясности в отношении этого феномена человеческих отношений пока не существует. Ученые говорят о генах, психологи - о воспитании и среде. Религия утверждает о развращенности от пресыщенности благами цивилизации. Библия также уделила внимание гомосексуальным связям. О некоторых интерпретациях исследователей и клириков по этому поводу
В чисто физиологических отношениях человеческий род, вероятно, мало что добавил к разнообразию сексуального поведения животного мира. Люди наивно полагают, что разнообразие сексуальных связей является их изобретением, тогда как они изначально практиковались другими живыми созданиями. Существует бесконечный ряд поведений, описанных как с точки зрения психологии, так и социальной жизни.
Одни живые организмы являются бесполыми (самое известное такое существо - простая амеба), другие - двуполыми (многие черви). Кроме того, множество животных воспроизводятся путем совокупления. Наряду с гетеросексуальными парными связями, которые мы считаем более обычными, природа дает нам примеры семей с одним родителем (например, среди котов) и даже гомосексуальные семьи. В 1977 году установили, что 14 процентов чаек на острове неподалеку от побережья Калифорнии были лесбиянками. Самки ритуально ухаживали друг за другом, уединялись парами вить гнезда и откладывать (хотя и бесполезно) яйца и оставались верными друг другу на протяжении нескольких сезонов.
Даже брак не является священным в том смысле, что моногамия не является изобретением человека. Гиббоны - обезьяны, живущие на деревьях в тропических лесах Юго-Восточной Азии, также выбирают себе постоянного сексуального партнера. То, что изобрел человек, является лишь оболочкой сексуальной жизни во всем многообразии ее форм и ритуалов. Ну и постоянный интерес к этой теме, естественно, свойственен исключительно нам.
С появлением государства значительная часть истории общества и религии была сосредоточена на “правильной или неправильной” сексуальной ориентации и поиске того, что является “природным” и “естественным” способом нашего поведения.
История гомосексуализма уходит корнями в глубокую древность. Однополая любовь была известна еще неандертальцам, об этом свидетельствуют наскальные рисунки, найденные археологами. Гомосексуальные отношения были обычным явлением во многих индейских племенах Северной Америки, а также у аборигенов Новой Гвинеи. При этом связь двух мужчин носила не столько эротический, сколько мистический и даже ритуальный характер. Так, в племени самбия (Новая Гвинея) считалось, что для юноши самый верный способ стать сильным и смелым - почаще глотать сперму взрослого воина. Любопытно, что этот способ воспитания в некоторых племенах сохранился вплоть до XX века.
Из истории Древнего Востока мы знаем о языческой практике храмовой проституции языческих времен (3 Цар. 14:24, 15:12, 22:46 - еврейский текст имеет мужчин-проститутов, на русский переведено нейтрально “блудники”), и именно с этими обществами так боролся Израиль.
“Блудники” существовали в Иудее во время царствования Ровоама “и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых” (3 Цар. 14:24). Время их появления в Иерусалиме в Библии не отражено, но, очевидно, его следует связывать с правлением царя Соломона, который установил культы Астарты, Хамоса и Милхома (3 Цар. 11:7). Царь Аса “изгнал блудников из земли” (3 Цар. 15:12). Про царя Иосафата говорится: “Остатки блудников, которые остались во дни отца его Асы, он истребил с земли” (3 Цар. 22:46). Написание книг Царств относят к концу VII - началу VI в. до н. э., хотя их автор использовал летописи царей Иудеи.
В 622 г. иудейский царь Иосия “разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты”. Книга Второзакония (конец VII века до н. э.) утверждает: “Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси плату блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету; ибо то и другое есть мерзость пред Господом, Богом твоим”.
Некоторые исследователи возражают, что многие ветхозаветные постановления были отменены. Книга Левит гласит: “И говорил Яхве Моисею: Скажи сынам Израиля: ...И с мужчиной не ложись, как лежат с женщиной: мерзость это. ...Не оскверняйте себя всем этим, ибо всем этим осквернились народы, которые Я прогоняю от вас”. “И человек, который ляжет с мужчиной, как лежат с женщиной, - мерзость они сделали оба, смертью пусть будут умерщвлены, их кровь на них”. Эти нормы принято считать частью т. н. Кодекса святости, включающего главы 17-26 книги Левит.
Помимо запрета прелюбодеяния в составе 10 заповедей (Исх.20:14; Втор.5:18) половые преступления рассматриваются также в Исх. 22:15-18 и Втор. 27:20-23, где, в частности, запрещается скотоложство (ассоциировавшееся с некоторыми ритуалами), но нет упоминаний о запрете мужеложства.
История надругательства Хама над своим отцом Ноем содержится в тексте книги Бытия 9:20-27. По мнению ряда богословов, этот текст содержит намек на какие-то сексуальные действия через употребление специфического оборота речи “видеть наготу”: 63-71. При рассмотрении текста учитывается тот факт, что в Библии существует отдельный запрет на сексуальные отношения с родителями (Лев. 18:7).
Повествование о развращении городов Содома и Гоморры начинается еще в 18-й главе книги Бытия, где содержатся слова: “И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма”. А истребление этих городов описывается в тексте книги Бытия 19:4-11. В христианской традиции выражение “Содом и Гоморра” стало употребляться в качестве символа крайнего развращения, а под понятием “содомия” стали понимать сексуальные извращения и излишества: чаще всего гомосексуальные акты, но также иногда зоофилию и некоторые виды половых актов, не ведущие к продолжению рода (независимо от сексуальной ориентации).
|
Скульптура Густава Вигеланда |
Священник Лев Шихляров считает, что “происшедшее с Содомом не может полностью соответствовать утверждению, что Бог наказал содомлян за половые излишества. Во-первых, в мире различные блудные пороки были распространены повсеместно, но наказаны только Содом и Гоморра. Во-вторых, против такого примитивного понимания говорит сам библейский текст”, и “речь идет не столько о половой, сколько о духовной извращенности и ненависти”.
Многие представители консервативной позиции делают акцент на греховности гомосексуальных отношений самих по себе, независимо от форм проявления, не озвучивая других грехов Содома и Гоморры. Такое утверждение делается, в частности, в основах социальной концепции РПЦ: “Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт. 19. 1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства”.
Известны, однако, слова новозаветного Иисуса о том, что не все люди предназначены для традиционного брака: некоторые в древнем мире кастрировались, другие сознательно избирают путь безбрачия, третьи не могут вступать в брак из-за своих физиологических особенностей (Матф. 19:12). А ряд либеральных богословов и вовсе включают гомосексуалов в категорию “скопцов”, которые, по словам Иисуса, “из чрева матернего родились так”, и утверждают, что их природа не предназначена для гетеросексуального брака.
(Продолжение следует.) |