|
Алла Иванилова
Казахстанские женщины в год тратят более 43 миллиардов тенге на косметику. При этом чаще всего по каталогам они покупают духи и декоративную косметику зарубежных производителей. Отечественная индустрия красоты пока мало что может предложить красавицам
Десять лет назад до 50 процентов продаж парфюмерии и косметики приходилось на уличную торговлю, сегодня продажа с лотков сократилась до 30 процентов, и она продолжает уменьшаться. Если раньше большинство женщин покупали косметику на рынке или только в супермаркетах и магазинах, а доля прямых продаж (то есть через каталоги) 10 лет назад составляла около одного процента, то сейчас каждая третья женщина покупает косметику через каталоги, работает с консультантами.
К слову, сейчас в сетевой маркетинг вовлечено 300 тысяч казахстанцев. Недавно пять мировых косметических брендов - Mary Kay, Avon, Oriflame, Faberlic и Нerbalife, которые входят в Ассоциацию прямых продаж Казахстана, раскрыли данные о годовом обороте. Правда, пока лишь за 2012 год. Согласно представленной информации, казахстанские дамы не скупятся на свою красоту - за год объем прямых продаж составил свыше 43,4 миллиарда тенге. Наибольшей популярностью пользуется парфюмерно-косметическая продукция, а также продукты питания. На уход за кожей лица женщины потратили за год 7,5 миллиарда тенге, на декоративную косметику - 7 миллиардов.
Аналитики сходятся во мнении, что розничный рынок косметики и парфюмерии в Казахстане будет расширяться. Его объемы составляют сотни миллионов долларов, это при наличии незначительного количества игроков, которые в основном ориентированы на достаточно дорогую продукцию. В то же время 80 процентов потребителей предпочитают недорогую, но эксклюзивную косметику.
Даже несмотря на финансовый кризис, спрос на услуги индустрии красоты держался на достаточно высоком уровне. Оно и понятно, выглядеть привлекательно дамам хочется во все времена. В докризисные годы казахстанская индустрия красоты переживала период расцвета - объем одного только рынка косметической продукции в 2007 году составил 91 миллиард тенге. Предложение в сфере парфюмерно-косметического рынка заметно увеличилось - в Казахстан начали приходить бренды, прежде не встречавшиеся на прилавках, более широкое представительство получили марки аптечной и профессиональной косметики.
Один из факторов, стимулирующих развитие рынка красоты в стране, - рост уровня доходов казахстанцев. Стало больше успешных деловых женщин, да и больше мужчин стали за собой ухаживать. Изменилось сознание потребителей. За годы дефицита на рынке для многих уход за собой казался самой минимальной статьей семейного бюджета. Но после того, как на прилавках появился широкий ассортимент косметических средств, эта статья подверглась корректировке в сторону увеличения. На фоне роста спроса вырос приток средств в индустрию красоты и, как следствие, увеличилась доходность бизнеса. Потому неудивительно, что эта сфера оказалась одной из самых привлекательных для инвестиций.
По словам специалистов beauty-индустрии, сегодня основной бренд - это натуральная косметика. Все больше компаний-производителей предлагают продукцию, заявленную как натуральная. Салоны красоты и косметологические клиники подхватывают эту эстафету.
Но индустрия красоты не ограничивается сегментами косметики и парфюмерии, и казахстанские дамы, пусть и чуть позже жительниц Парижа, Лондона или Москвы, получили доступ к большинству предлагаемых на мировом рынке услуг. Появились спа-салоны, кабинеты эстетической медицины, лазерная косметология и многое другое.
Несмотря на то, что эстетическая медицина не самое бюджетное направление, в Казахстане оно развивается успешно. Ежегодно спрос на услуги в этой области растет на 20-25 процентов, и, по различным данным, отечественный рынок эстетической медицины оценивается в 250-500 тысяч долларов в год, тогда как в России этот показатель составляет около 47,2 миллиона. По оценкам специалистов, только в Алматы насчитывается около 50 тысяч потенциальных пациентов пластических хирургов, а теоретически число таких людей может быть вдвое больше. Основную часть пациентов составляют женщины за 30, однако в последние годы к услугам пластических хирургов чаще стали прибегать и мужчины. Если среди представительниц прекрасного пола наиболее популярны процедуры по имплантации груди, пластике живота, европеизации разреза глаз, то мужская часть пациентов обращается с просьбами изменить форму носа и ушей. Причем стоимость услуг в области пластической хирургии в Казахстане относительно невысока: если в Европе пластику носа можно сделать за 10-12 тысяч евро, в России - примерно за 10 тысяч долларов, то в наших клиниках такая процедура обойдется в сумму около 900-1000 долларов.
Наряду с пластической хирургией в последние годы получили распространение такие направления, как лазерная терапия и хирургия. Это настоящее спасение для тех, у кого есть шрамы, следы ожогов или новообразования на лице и теле. Спросом пользуются и услуги трихологов - специалистов по лечению волос. В Казахстане появились клиники, ориентированные на лечение облысения, трансплантацию волос. Тем более что проблема актуальна - в республике в той или иной степени облысением страдают свыше 60 процентов мужчин и более 30 процентов женщин.
Индустрия красоты - это та отрасль, которая всегда будет востребована. Правда, строить заводы и фабрики по производству косметики отечественные бизнесмены почему-то не спешат. Впрочем, казахстанская косметика в природе существует и, как утверждают специалисты, по составу ничем не уступает иностранной класса “люкс”, при этом цены на порядок ниже. Однако казахстанскому производителю косметики не удается занять свое достойное место на прилавках. Виной тому - продвижение продукции. Массированную рекламную кампанию, как признаются создатели косметики, они “не потянут”.
Астана |