|
Анна Шелепова
Общественный фонд “Аман-Саулык” организовал “горячую линию” по вопросам качества медицинских услуг. Тема оказалась действительно горячей - лишь за первые три месяца на линию позвонили более пятисот граждан. Люди говорили о случаях грубости и хамства со стороны медработников. Многие сетовали на неверную диагностику, которая привела к печальным последствиям. Но чаще всего звонившие жаловались на коррупцию в сфере здравоохранения
Идея запуска “горячей линии” родилась после первых общественных слушаний по вопросам качества медицинских услуг в Алматы, проведенных фондом “Аман-Саулык” совместно с Центрально-Азиатским институтом развития.
- По данным опроса, который проводил институт, выяснилось, что более 62 процентов респодентов недовольны состоянием отечественной медицины, - говорит президент ОФ “Аман-Саулык”, отличник здравоохранения СССР Бахтыла Туменова. - В то же время, по данным официальной статистики, объем финансирования на каждого жителя с 2000 по 2007 год вырос в 3,4 раза и составляет сейчас 12,3 тысячи тенге в год. Получается парадоксальная ситуация: из года в год финансирование отрасли увеличивается, а количество жалоб со стороны населения на неудовлетворительное качество медицинского обслуживания возрастает.
Эта ситуация стала поводом запустить “горячую линию”, чтобы каждый пациент смог открыто высказаться, поскольку у каждого звонящего специалисты узнавали имена и брали контакты для связи. Судя по потоку обращений, горожане доверяют общественным организациям больше, чем официальным. Только за первый квартал 2008 года по телефону “горячей линии” позвонили более 558 алматинцев, тогда как за весь прошлый год в Министерство здравоохранения обратились 1387 жителей из всех регионов республики...
Звонившие жаловались на хамство и грубость со стороны медиков. Многие - на неверную диагностику. Характер жалоб за всю работу “горячей линии” до сих пор не изменился. Более 50 процентов жалуются на низкое качество организационной работы и грубость медицинских работников, на отсутствие у них должного образования.
|
Медицина повернулась к народу... |
Вторая половина обращений связана с тем, что в стране нет системного подхода к решению проблем здравоохранения, а государственная программа развития отрасли на 2005-2010 годы оказалась декларацией. Не определена окончательная модель казахстанской системы здравоохранения, к которой мы должны прийти. А заложниками создавшейся ситуации стали не только получатели медуслуг, но и сами медработники. И такое положение характерно для всей страны.
Больше всего обращений от людей старше 60 лет. И чаще всего нарушения и недостатки люди отмечают в поликлиниках. Их не устраивают очереди, отсутствие специальных дорожек для инвалидов.
- Грустно констатировать это спустя тридцать лет после знаменитой Алматинской декларации, принятой на конференции ВОЗ, где был определен приоритет первичной помощи, позволяющей снижать смертность, уменьшать хронические заболевания, - комментирует наша собеседница.
Обеспечение качества - стратегическая задача модернизации здравоохранения, указывал президент страны Нурсултан Назарбаев. А качество включает в себя такие понятия, как справедливость, доступность, своевременность, соответствие стандартам, оптимальность расходования ресурсов и удовлетворение ожиданий пациентов.
Основные декларации всеобщего управления качеством сводятся к следующему, напоминает г-жа Туменова. Первое: высокое качество медпомощи является следствием качественных систем организации помощи, технологических процессов и ресурсов. Второе: достижение высокого качества требует принципиального изменения системы менеджмента.
“Однако мы наблюдаем сегодня парадокс: в мире появляется все больше новых технологий, радикально меняющих судьбы больных, а в нашей медицине они внедряются крайне медленно. И главными проблемами отечественного здравоохранения остаются недоступность большинства современных медицинских технологий и отсутствие службы медико-социальной реабилитации для пациентов”.
Еще одним парадоксом называет Бахтыла Туменова экстремальный характер сложной, крайне ответственной профессии медицинского работника, и нищенское вознаграждение за этот труд. А последствиями всего этого являются рост социальных болезней, запущенных форм заболеваний, подмена благодарности врачам вымогательством, непрестижность профессии и дефицит медицинских кадров, недовольство населения.
В фонде пришли к выводу, что главными причинами плохой работы системы остаются недостаточная мотивация чиновника и врача в обеспечении доступности и справедливости, неадекватность бюджета потребностям и отсутствие индикаторов качества. Влияет на ситуацию и тот факт, что в обществе не поменялся менталитет в отношении собственного здоровья, сохраняются иждивенческое и даже безответственное настроение.
P.S. Свою точку зрения на проблемы, поднимаемые общественным фондом, может высказать каждый читатель, позвонив на “горячую линию” по номерам:
232-58-01 или 232-58-02. |