|
Анна Цай
В 2013 году вдобавок ко множеству доступных на портале eGov.kz государственных услуг автоматизировано еще около тридцати. Среди них такие популярные, как прекращение деятельности юридического лица и регистрация лиц, управляющих транспортным средством по доверенности. О последних достижениях “электронного правительства” мы беседуем с заместителем председателя Комитета по контролю за автоматизацией и оптимизацией госуслуг Министерства транспорта и коммуникаций РК Аблайханом Оспановым
- За 7 лет в электронный формат перевели более 330 услуг и планируется это количество увеличить до 551. Как продвигалась эта работа в текущем году?
- В этом году эта работа продвигается очень активно, так как государственные органы теперь отлично понимают и видят все преимущества автоматизации электронных услуг и хранения данных, которые постоянно необходимы в работе в электронном формате.
К концу года мы оставили для реализации наибольшее количество самых востребованных государственных услуг. Кроме того, в этом году на мобильном приложении реализовали еще четыре возможности. Теперь на своем смартфоне можно просматривать очередь на жилье из государственного жилищного фонда, а при наличии ЭЦП получать справки об отсутствии недвижимости, об обременениях и о зарегистрированных и прекращенных правах на него.
- Целый блок автоматизированных опций касается сферы образования. Теперь даже в школу можно пойти по интернету!
- Конечно, 1 сентября, как и положено, ребятам придется отправляться на линейку лично. А вот подать заявление родители будущих первоклашек теперь действительно могут на портале “электронного правительства”. Для этого необходимо зарегистрироваться, ввести ИИН ребенка и заверить заявление ЭЦП. В течение пяти рабочих дней вы получите ответ о зачислении в общеобразовательную школу, школу-гимназию или лицей либо отказ с разъяснением причин.
У абитуриентов тоже появилась возможность онлайн-способом поступить в один из 18 университетов страны, а также подать документы на стипендию “Болашак”. Электронный формат упрощает трудоемкий процесс сбора и отправки документов, не нужно сдавать нотариально заверенных копий удостоверения личности и выписку из пенсионного фонда. Эти сведения автоматически поступают из государственной базы данных. Онлайн-способ экономит время и деньги: сдать документы можно из любой точки Казахстана.
- Внедренная в прошлом году автоматизированная услуга по открытию юридического лица значительно упростила жизнь предпринимателям. Наверняка придется по душе и возможность в режиме онлайн закрыть собственное дело. Когда это можно будет сделать на портале “е-правительства”?
- Государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица, снятие с учетной регистрации филиала и представительства в режиме онлайн станут доступными с начала 2014 года, что значительно упростит эту процедуру и сократит время за счет уменьшения количества требуемых документов. Самое главное - эта процедура станет простой и удобной для тех юрлиц, у которых нет проблем с налоговой службой.
Через ЦОН закрыть ТОО можно за неделю, а на портале - в течение пяти дней. Не нужно предоставлять справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам, так как это будет проверяться посредством информационных систем. Также после ликвидации юридического лица автоматически делается отзыв (аннулирование) всех регистрационных свидетельств электронной цифровой подписи и аутентификации.
- А что касается не менее востребованной регистрации лиц, управляющих транспортными средствами по доверенности?
- Раньше за доверенностью мы шли к нотариусу, платили за нее деньги, но она не считалась действительной до тех пор, пока не была зарегистрирована в дорожной полиции. Теперь все будет гораздо удобнее. В режиме онлайн вы подадите заявление на то, что вашим автомобилем будет управлять кто-то другой, эта информация будет зарегистрирована где надо, и вы сможете просто распечатать свою доверенность и ездить спокойно.
- Какие услуги в сфере недвижимости стали доступны в режиме онлайн?
- В двух регионах страны - в Карагандинской и Кызылординской областях - в пилотном режиме планируется запустить возможность онлайн-оформления земельного участка. Мы выбрали эту композитную услугу, зная о том, какое количество документов и времени необходимо для этого в настоящее время. Если электронный формат оправдает себя, то этот опыт будет распространен на все регионы Казахстана.
Преимущества очевидны. Заявителю нет необходимости согласовывать предварительный акт выбора земельного участка с заинтересованными государственными органами и коммунальными службами. В последующем исключается шаг направления акта выбора в земельную комиссию для рассмотрения и подготовки заключения, который проводится в среднем два раза в месяц. Отпадает необходимость согласовывать и утверждать землеустроительный проект, подписывать договор купли/продажи или аренды в земельном отделе, обращаться в РГП “НПЦзем”...
После получения правоустанавливающих документов на портале также можно будет подать заявление на регистрацию земельного участка. Услуга оказывается в срок не более 30 рабочих дней, тогда как сейчас оформление земли порой затягивается до одного года.
- Учитывая, что едва ли не каждый казахстанец хоть раз в жизни брал кредит в банке, вероятно, многих заинтересует такая новая опция портала eGov, как мониторинг кредитной истории.
- Возможность контроля достоверности и актуальности собственной кредитной истории является очень важной для пользователей, которые планируют брать кредиты в будущем или хотят проверить имеющуюся по ним информацию. При каждом запросе какого-либо банка пользователь будет получать об этом уведомление, то есть всегда знать о том, кто и когда запрашивал его кредитную историю. При наступлении какого-либо события, например, при изменении определенного параметра кредитной истории, пользователю также поступает об этом уведомление в личный кабинет. Срок подписки составляет 1, 3, 6, 9 или 12 месяцев, стоимость услуги от 500 до 2400 тенге.
- Что еще Вы отметили бы в перечне автоматизированных в 2013 году госуслуг?
- Еще одно нововведение - выдача справки по залогу движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации. Если сейчас эта услуга оказывается платно через уполномоченный орган путем подачи заявления, то на портале “электронного правительства” она будет бесплатной, доступной в синхронном режиме за 10 минут без каких-либо документов. Совокупность экономии времени и нервов делает получение этой услуги одним удовольствием.
Также хотелось бы отметить, что завершается процесс автоматизации более 200 разрешительных документов (в прошлом 80), после чего будет накапливаться историческая база по действительным разрешениям. Это тоже даст возможность ежегодно сокращать документы, предоставляемые в уполномоченные органы для получения различного рода государственных услуг. |