|
Одной из ключевых задач Программы ФИИР является стимулирование выхода отечественных компаний на внешние рынки. С этой целью была разработана специальная программа “Экспорт-2020”, оператор - Национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest (входит в структуру МИНТ).
За годы реализации ПФИИР в Казахстане налажена комплексная система поддержки и развития экспортеров. Государственной поддержкой в этом направлении охвачено около 1500 предприятий несырьевого сектора
Инструменты
поддержки
экспорта:
* В 2013 году Национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest провело 6 торговых миссий в Беларусь, Россию, Украину, Китай, Грузию, Кыргызстан, в которых принял участие 81 производитель отечественной продукции. Как результат, компаниям (фабрика “ПОШ-Тараз”, “Маслодел Трейд”, “Абди Ибрахим Глобал Фарм”, концерн “Цесна-Астык”, “Келет”, “Актюбрентген”, Алматинский завод СМС, “КазАзот”, “Новопэк”, “АЛПРОФ”, ПК “КазСтройСтекло”, “Алюгал”, “ХИМФАРМ” и другие) удалось заключить экспортные контракты на более чем 57 миллионов долларов США.
* Kaznex Invest организовывает участие действующих экспортеров и предприятий, имеющих экспортный потенциал, в международных профильных выставках. В этом году 37 казахстанских компаний (химическая, строительная, пищевая, металлургическая, текстильная, машиностроительная, электротехническая, фармацевтическая отрасли) приняли участие в 25 международных специализированных выставках. В итоге заключены экспортные контракты на сумму более 27,8 миллиона долларов США на рынки России, Узбекистана, Монголии, Азербайджана, Кыргызстана.
* Продвижение товарных знаков - организация и проведение презентационных мероприятий товарных знаков за рубежом. В 2013 году 48 товарных знаков - “Концерн Bakarassov”, “Мунай-аспап”, “Сольтрест”, “Султан-маркетинг”, “Корона Экспорт”, “Кублей”, Rixos Lake Borovoe, “Саят” и другие - были презентованы в Японии, России, Венгрии, Афганистане, Турции, Германии, ОАЭ, КНР. Это принесло компаниям экспортных контрактов на 50 миллионов долларов США.
* Организация национальных стендов - один из эффективных инструментов для продвижения на зарубежный рынок национального (регионального) продукта. В 2013 году 27 отечественных производителей были представлены на национальных стендах Made in Kazakhstan в КНР (пищевая, химическая, металлургическая отрасли), России (пищевая отрасль, легкая промышленность), Германии (пищевая отрасль), Туркменистане (строительная отрасль). Контракты на 7,5 миллиона долларов США - таков эффект от этого инструмента в этом году.
* Механизм возмещения 50 процентов затрат предприятий, понесенных ими при выходе на внешние рынки, впервые в Казахстане был внедрен в 2010 году. Заявки на получение возмещения рассматривает межведомственная комиссия, которая и принимает решение о получателях госпомощи. По результатам 2013 года были возмещены затраты 51 предприятия на сумму 181 миллион тенге.
Национальная
экспортная
стратегия
Министерство индустрии и новых технологий совместно с агентством Kaznex Invest занимается разработкой Национальной экспортной стратегии Республики Казахстан (НЭС). Вторая пятилетка ГПФИИР направлена на увеличение добавленной стоимости продукции и повышение уровня интернационализации экономики страны. К тому же предстоит жесткая конкуренция после вступления во Всемирную торговую организацию. Все это диктует необходимость разработки Национальной экспортной стратегии, что позволит казахстанским предприятиям более агрессивно осваивать внешние рынки, закрепляя за собой определенные “ниши” в поставке товаров и услуг.
Задачи НЭС:
* увеличение объемов несырьевого экспорта;
* расширение товарной диверсификации экспорта;
* прогнозирование будущих трендов в мировой торговле в целях наиболее эффективного управления процессом экспортной деятельности;
* построение общенациональной системы поддержки экспорта;
* повышение глобальной конкурентоспособности страны.
Истории успеха
* ТОО “Сольтрест” - официальный дистрибьютор производителя пищевой поваренной соли “Аралтуз” - подписало контракт о поставке соли с самой крупной на сегодня торговой сетью России “Магнит”. До 2018 года компания поставит продукцию на 250 миллионов российских рублей. ТОО “Сольтрест” стало первым казахстанским поставщиком, заключившим договор с головным офисом российского ритейлера. Для компании это возможность закрепиться на федеральном рынке на долгий срок и в целом продемонстрировать потенциал товаров казахстанского производства.
* Алматинское предприятие “Концерн Bakarassov” - производитель лакокрасочных материалов - осенью этого года открыло представительство компании ТОО “Концерн Bakarassov” в Туркменистане, Ашхабаде. Предприятие создано в 2006 году. Активно пользуется государственными инструментами поддержки экспортеров через Kaznex Invest, благодаря чему за последние пару лет компании удалось выйти в Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан и Монголию. Суммарный объем экспорта в эти регионы в этом году составит 500 тонн, в 2014 году компания планирует увеличить этот показатель вдвое.
* ТОО “Еврокоптер Казахстан Инжиниринг”, отечественный производитель вертолетов, выходит на рынок Монголии. Компания подписала меморандум о проведении технического обслуживания вертолетов ЕС145 на территории Монголии, оказании консультативной помощи и технической поддержки, а также обучении летно-технического персонала. В течение этого года агентством Kaznex Invest также проведена презентация казахстанских вертолетов в Беларуси, Украине, Туркменистане, Азербайджане. При этом компания получила возможность провести переговоры с руководством министерств по чрезвычайным ситуациям, обороны, здравоохранения, внутренних дел этих стран, которые являются потенциальными закупщиками нашей техники.
Сегодня Казахстан по объему экспорта занимает 40-е место среди мировых экспортеров. География экспорта - 120 стран мира, в том числе готовая продукция поставляется в 111 стран. |