Ботагоз Омар
До миллиарда долларов США утекало из Казахстана до принятия закона, регулирующего вопросы трансфертного ценообразования. Однако наряду с плюсами в документе выявились и некоторые погрешности. А потому на смену старому пришел Закон “О трансфертном ценообразовании”, который вступит в силу 1 января следующего года
Несмотря на рост мировых цен на основные стратегические ресурсы в последние годы, цены, по которым казахстанские экспортеры отправляли свою продукцию за рубеж, были значительно ниже. В то время как мировая цена на нефть (по данным 2000 года) держалась на уровне 28 долларов США за баррель, средневзвешенная цена экспортеров казахстанской нефти составляла 19 долларов, процент отклонения - 29,4 процента. Аналогичная ситуация складывалась со стоимостью цинка - 1128 долларов США против 852, отклонение составляло 24 процента.
По оценке Центра по стратегическим и международным исследованиям (Вашингтон), из-за применения трансфертного ценообразования (при котором реальные цены отличаются от рыночных) наша страна ежегодно недополучала более одного миллиарда долларов США. По данным Международного валютного фонда, в 2000 году из-за заниженных цен на черное золото утечка капитала составила 410 миллионов долларов США, или 2,5 процента ВВП страны.
Чтобы исправить ситуацию, весной 2006 года в парламент поступил законопроект “О государственном контроле при применении трансфертных цен”, позволивший сблизить экспортные цены с мировыми и уменьшить количество сделок с офшорами. К примеру, процент отклонения цен на нефть удалось снизить с 29,4 в 2000 году до 5 процентов в 2006-м, а на цинк - с 24 в 2000 году до 0,6 процента в 2007 году.
Однако критические замечания со стороны иностранных инвесторов и судебные разбирательства с налогоплательщиками вынудили правительство пересмотреть нормы действующего документа. Как результат - летом этого года из стен парламента вышел новый текст Закона “О трансфертном ценообразовании”.
По словам начальника управления крупных налогоплательщиков Налогового комитета Алмаса Шоканова, в новом законе было отменено 10-процентное отклонение цены сделки от рыночной цены. Исключение составляет лишь сельскохозяйственная продукция. Эта мера введена для того, чтобы она имела конкурентное преимущество перед продукцией других стран, могла завоевать новые рынки и стать узнаваемым брендом.
Кроме того, была введена отчетность по мониторингу сделок, введено понятие диапазона цен, а также была предоставлена возможность налогоплательщикам вести равный учет по экспортным и импортным сделкам. Между тем в вопросах определения справедливой рыночной цены внутри страны немалую роль играют товарные биржи, которые в Казахстане пока недостаточно развиты. Проблему поможет решить принятие закона “О товарных биржах”, но он вот уже более трех лет лежит на рассмотрении в мажилисе.
По данным вице-министра индустрии и торговли Едиля Мамытбекова, в первом полугодии прошлого года в стране действовало всего 9 товарных бирж, на которых в январе-июне 2007 года было совершено 595 сделок. В основном деятельность товарных бирж направлена на куплю-продажу сельхозпродукции и продукции производственно-технического назначения. Фактически они выступают лишь информационными посредниками между продавцом и покупателем, а если сделки заключаются, то, как правило, вне товарных бирж.
В связи с этим государство решило на законодательном уровне урегулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления биржевой торговли, определить принципы и организационные основы государственного регулирования деятельности товарных бирж.
Кабмин намерен определить перечень товаров, реализация которых должна будет осуществляться только на бирже. По данным бизнес-объединений, проведение государственных закупок в системе электронных торгов или на товарной бирже обеспечивает экономию государственных средств на 30-40 процентов.
По словам мажилисмена Мурата Абенова, из-за наличия посредников действующая на рынке цена на уголь значительно выше стоимости этого стратегического товара на угольных разрезах. “Невозможно купить уголь у производителей, потому что тебя подпустят только в том случае, если ты неофициальному посреднику на секретный счет перечислишь определенное количество денег, только после этого тебе поставят уголь, - отметил мажилисмен. - Сегодня даже государственные органы закладывают деньги на уголь с учетом этих откатов, 6000 откладывают за тонну угля. На разрезах уголь стоит 1000-1200, до потребителя доходит по 7000 тенге. Я думаю, это слишком большая цена, поэтому принятие закона необходимо”.
Астана |