|
Сагымбай Козыбаев
Надежда
Простой люд, пенде, жив всегда надеждой. Пресса страны, похоже, пытается разуверить нас в этом, не оставляя ни одного шанса. Некоторые из популярных телеканалов, созданные в новейшее время младотюрками, “живут”, по сути, на негативе, окончательно зациклившись на нем. В новостях: убили, убили, убили... Мир меркнет.
Эта ваксовая информация многоверстной длины, если ее зафиксировать - впору проложить путь до Луны. Гондурас действительно спит. Коли и далее так - отпугнем мир ужасающей ментальностью казахов и казахстанцев новой эпохи.
Кровь леденеет от хроники с мест. Свежая, сентябрьская, 2013 года. Житель ЮКО из мести бывшей жене и теще при очередном свидании с сыновьями двух и четырех лет убивает их во сне, пырнув ножом в сердце, затем еще и перерезав им горло. Изверг, оказавшийся в больнице, после безуспешной попытки покончить с собой, скорее по закону подлости, будет жить, отсидит и проживет остаток жизни шакалом, успев еще немало нагадить. Хорошо, если бывшей суженой...
Простого люда, пенде, мнение: нелюдей надо публично вешать, отрубать головы, сжигать на костре по канонам Средневековья. Тем паче, если оно - Средневековье - было не тогда, а наступило, возможно, именно сейчас? Вопрос отнюдь не риторический.
Факт из семейных анналов. В 1986 году мы, дети, установили в Костанайской области чугунную стелу, посвященную отцу, в годы войны купившему и подарившему звено именных боевых самолетов фронту. Памятник, торжественно открытый общественностью, был заложен в ограде дома, где отец жил. В одну из ночей стелу похитили. Дети тех, кем была достигнута (во имя кого и какой ценой!) победа над фашизмом. Стелу нашли. И выяснили ее рыночную “цену” - бутылка самопальной водки.
Алкаши-сыновья... От водки до куклы - один шаг. Зараза генетически передается дальше - внукам. Областная газета “Костанайские новости” (2013 г., 25 апреля) сообщает: “В поселке Затобольске внук похитил 2 ордена Красной Звезды у своего деда”. Нынешним же летом четыре девятилетние школьницы из Казыбекбийского района (Карагандинская область), поссорившись из-за куклы, пытались утопить, а затем задушили одноклассницу кофтой...
Хотя это и наш мир, и мы это, как говорится, проходим, осознаю тем не менее и свою причастность как журналиста: на голой, без анализа и рецептов пропаганде и лишь “зацикленности” на мрачном и горьком нам порядочную, по-нормальному человеческую жизнь не выстроить. Ее все же благороднее и действеннее ковать на эмоциях иных.
...В мире, полном отчаяния, нужна надежда.
В мире, полном скорби, нужна любовь.
Не шутите
с Ванханом
В начале сентября нынче в Алматы еще жарко. С балкона обозреваю полет беспечных бабочек. Деревья неспешно теряют убор, а в Астане пошел первый снег...
Огромные расстояния девятого в мире по площади государства кочевники в бытность преодолевали быстро. Погода, как в 1943 году под Сталинградом, приносила зачастую посильную помощь в борьбе за пальму первенства бесконечно воевавшим друг с другом казахским ханам и их отпрыскам. Одни, оказавшись в погоне за властью на севере, замерзали, другие, с севера, экипированные привычно по-зимнему, изнемогали на юге от жары.
Под копытами коней нового ханства казахов, известного как Сибирское, не раз трескался лед многоводных Тобыла, Ертиса, Есиля. Почти два века (XV - XVI) Сибирью владели казахские ханы. Сегодня история о них пишется в угоду заинтересованным сторонам, прежде всего России, которая пытается ревизовать ее уроки. Вот и вновь подняли голову одиозные лидеры так называемых “новых правых” во главе с неким Е. Просвириным, требующие возвращения всех северных областей Казахстана в лоно “российского национального государства”. Судя по отсутствию реакции российского руководства, “подобные инициативы” шовинистов-марионеток явно подконтрольны и свершаются за спинами своих покровителей.
Националистам всех мастей, последователям Жириновского, Лимонова, Солженицына, уже давно ответила сама история. Она не мираж, остались на ее скрижалях деяния ханства и его правителей. Кажы-Мухаммед, Абулхаир, Ибак, Мамук, Мухаммед, Жадигер... Это не все правители ханства, известные посвященным.
Более “озвучен” последний хан Кошим (Кучум), пришедший к власти после длительной борьбы между правящим до этого родом кереев-тайбугинцев и шейбанидов. В 1563 году он захватил столицу государства Искер. С его 35-летним правлением связана исламизация Сибирского ханства, поделенного на улусы во главе с мурзами. Органы исполнительной власти при этом были построены по образцу среднеазиатских государств - дивана и визирей, возглавлявших стратегические направления. Отмечу, что ставка Кошим хана находилась в основном в окрестностях современной Астаны, у озера Коргалжын.
Кошим хан был дальновидным. По его велению началось усиленное строительство крепостей по всей Западной Сибири. На подступах к столице ханства возникли укрепления Сузгун, Биик-Тура, Карачи, на Ертисе - города Кулар, Бегис. В 1582 году при попытке нападения на столицу Искер головорез, кровопийца Ермак попал в плен и погиб, а его казачья дружина вернулась в Приуралье.
Предвидя проблемы, в 1585 году Россия, в свою очередь, заложила крепость Тюмень (казахское название - Тљмен), через два года - Тобольск, вдоль долины реки Жайык - крепости Кулагинская, Гурьев, городок Яицкий... Сибирское ханство шло к своему распаду, распался и Мангытский Йурт (Ногайское ханство). Началась прямая, неприкрытая экспансия России. Казачьи войска стали оплотом и орудием колониальной политики. Ее символом станет печально известная Горькая линия с многочисленными укреплениями вдоль всей границы казахских земель.
Сибирское ханство было одним из значительных геополитических образований наряду с соседним Ногайским улусом, возглавляемым потомками Едиге из рода мангыт. В Северном Казахстане Сибирское ханство объединяло кыпчакские племена, главным образом кереев, вдоль пойм среднего Ертиса, Тобыла, Есиля, других рек. Основателем династии принято считать потомка Тогрул хана - Тайбуга.
Позволю дать небольшую справку, обратившись к более ранним временам.
К середине IX века можно смело отнести понятие “кочевники”, известное в источниках под собирательным именем “цзубу”. Северными цзубу называли кереитов (кереев), западными - найманов. Правитель всех цзубу носил титул далай-хана. К концу же века обострились отношения с киданьской империей Ляо (Северный Китай. - С.К.). Был убит очередной далай-хан. Хан кереев направляет посольство к мервскому митрополиту. Результатом явилось принятие христианства несторианского толка. Кто видел 25-серийный китайский фильм о Чингисхане, возможно, обратил внимание на кадры об этом. Христианами становятся попутно и найманы.
Война кочевников с китайцами продолжается, принося поочередные победы. К 1115 году государство Ляо распалось. Кереи и найманы вновь получили независимость. Керейское государство с титулом Буюрук хан возглавил Маргуз (Маркус, Марк - принятое в 1008 году христианское имя. - С.К.), найманское в 1143 году - Бильге-Бугу хан.
В 1171 году престол кереев занял Тогрул хан. Через 12 лет за поддержку безызвестного тогда Темучина (Чингисхана) был пожалован титулом “Ван” (“Царь”). В истории Тогрул и известен более как Ванхан. Еще через 15 лет он становится правителем Кереитско-монгольской конфедерации.
Потомки Тогрул хана и основали Сибирское ханство. Отчаянные керейские воины волею истории оказались самым крупным племенем - ашамайлы - на севере Казахстана. А вторая часть, абак, осталась на родине, на Алтае, в наше время представляя и двухмиллионную диаспору Монголии, Китая, Турции.
Справедливости ради отмечу попутно, что последующие распри за власть между кереями и найманами ослабили позиции кочевников. Найманское ханство распалось на части. Часть кереев, как было выше отмечено, поднялась по Иртышу на север. Тем не менее в течение трех веков (X-XIII) именно кереи и найманы определяли подлинное историческое лицо казахской нации, по сути, заложив основу ее этногеза.
...В Алматы жарко. На малой моей родине, севере, ждут первых морозов. Огромная страна - Атамекен. “Родина лишь одна” - много лет назад я назвал так один из своих очерков. Стою на том же.
Территориальные притязания, необоснованные на фактах истории, не более чем бред новых националистов. Пролитие крови - не признак ума сегодня.
Жириновские и прочие просвирины приходят и уходят, а народ и его земля остаются. Горячим паленым головам следует помнить о карающей секире духмяной Степи.
Белый песок
Даже на цивильном отдыхе по привычке не спится. Шестой час утра. После ночного прибоя на отливе миллионы едва заметных лунок. Зарывающиеся при каждом твоем шаге существа - мальки будущих крабов. Белейший до рези песок. Вокруг - десятки островов Самуи. Неземной красоты рай.
Сегодня 19 июля. День рождения мой по личной прихоти в документе и Владимира Владимировича. Маяковского, к чьей поэзии, многим чуждой, привязан всю жизнь. А его рифмы - таких не припомню ни у кого.
Маяковский - рак по рождению. Человек-загадка. Был чрезвычайно брезглив, в поездках не брался за поручни без перчаток, умывался лишь нарзаном. В сочетании меда и желчи прошла его роковая 37-летняя жизнь. Чего только ни наговорили о нем гадкого после смерти. И деление одной женщины вдвоем. И что болел заразой как Мопассан и Вангог. И вновь женщины. Яковлева, Полонская, некая американская дама, у которой его ребенок...
“...тише, тише совлекайте с древних идолов одежды, слишком долго вы молились, не забудьте прошлый свет...”
А свет - единственная его муза всей жизни, Лиля Брик, не побоявшаяся написать письмо Сталину, чтобы сделать широкое признание поэта посмертно. В Гендриковом переулке, в доме, где застрелился, и где родилась предсмертная последняя строчка гения: “Посмотри, какая в мире тишь. В ночи млечпуть серебряной Окою...”, настояла, чтобы открыть музей. И так же, как он, ушла из жизни, покончив с собой...”
...А на отдыхе расслабуха. Чувствуешь себя неземным, рассудительным, даже виршами размышляющим об этой бренной жизни. И появились эти мысли от радующего глаз белого песка океана.
Белый песок, по-турецки - “бейяз кум”. Турки его рекламируют повсеместно по Средиземноморью, называя не иначе как песком Клеопатры. Вряд ли египетская царица и дневала, и ночевала всю жизнь у этих вод. Нет, такой “пристегнутый” песок мне не впрок.
Чужая страна, как чужая жена, - и притягательна, и сладка. Мужчины при жизни стремятся все испытать. Извиняюсь, коль кому-то наступил на мозоль, но в бездействии мысли всегда крамольны. Отдых не вечен, и завтра вновь неискренность в неискреннем мире. Суета, заботы, треволнения. Большой - маленький аласапыранчик...
Что песок? Он, как и вода, просочится меж пальцев. Но, как прошлый свет, полагаю, имеет память. Именно такой - белый, островной, намытый океаном. Песок, с которым столь ранним утром почти у экваториальных вод делюсь думой о связанном более-менее личным наступившем дне.
Одном из тех, Божьей милостью подаренных...
Времен глубь
Гроши что не делают! Неправедные деньги. Деньги мелких и более крупных нуворишей - маѓћа. Завалили страну: улицы и переулки имен посредственных личностей, памятники одиозным в истории фигурам (даже тем, кто предал Кенесары перед решающим сражением с киргизскими манапами), именные мечети ныне живущим - храмы Божьи... Потухли и Абай, и Курмангазы.
Наконец на верху поняли: нужен мораторий. Прошло время и вновь поняли: отменить - история ведь небезличностна и в вечном движении. А что уже переименовали, что с ними? Чего утруждаться - оставить на последующий суд потомкам.
Дело это серьезное. Возникли ведь вопросы: кто в ономастике, какие люди вершат судьбы усопших и ныне живущих, действительно оставивших след в судьбе нации и государства? И каковы должны быть критерии достоинств тех, кому посвящаем улицы, поселки, памятники?.. Народ явно был не в курсе.
Но страна сегодня “в потоке истории”. Залезли в глубь веков. Командировки в запредельные пространства. А у себя вновь находим уже известные факты. Сколько лет Алматы? С XIX века ведет начало или ранее здесь были поселения? Именитый ученый вынужден опровергать сообщение газеты “Экспресс К” в ней же самой.
В истории - потоков немало. И все они нужны. Лишь бы очередной не оказался фишкой - сколько их было на бренной памяти. “Поток”, бесспорно, помощь настоящим исследователям, ибо определен как дело государственной важности. И материально подкреплен.
...В конце лета этого года специально поехал на Берель, в Катон Карагай, в долине которого вот уже второе десятилетие ведутся раскопки усыпальниц саков. Стал свидетелем новых артефактов. Нашли кобыз, которому знатоки-энтузиасты Зейнолла Самашев и Кырым Алтынбеков определили возраст - три тысячи лет. Другой ученый-одиночка, Султанхан Аккыулы, в Омске “раскопал” три русскоязычные газеты начала XX века, к редактированию которых имел отношение Алихан Бокейханов. Эти фанатики тихо и молча, без помпы ведут свои изыскания вот уже много лет. А ведь они были изначально обделены средствами в своем поиске. Гробницы саков на Береле в 1997 году раскапывать и консервировать помогали французы и итальянцы, а копии букейхановских газет Бог весть как достались исследователю.
Мы по праву называем саков своими пращурами, а Бокейханова - духовным лидером нации. Но кого мы в бытность не называли героем? Помню до сих пор перипетии переименования одноименного города и сноса памятника Ермаку. Все знали - руки у него были по локоть в крови, и если обладает вода памятью, то это - река Ертис у казахов.
История - та же река. Ономастика, с которой мы начали речь, - один из ее подлинных ликов.
А подлинное не любит спешности. Поскольку является поучением для настоящего, предостережением для будущего. |