|
Светлана Фельде
Много лет назад, когда в Германию приехало много граждан из Польши, соглашавшихся на более низкую оплату труда, немцы злились на поляков - дескать, отнимают у них рабочие места. Потом бюргеры злились на русскоязычных немцев все по той же причине. Сегодня и бывшие граждане Польши, и бывшие граждане Союза, давно живущие в стране, равны в правах и высоте зарплаты с местными немцами. А конкурентами им всем все чаще становятся иностранцы. Правда, речь пойдет не о тех, кто работает, а о безработных. В сентябре в стране оказалось 2,85 миллиона безработных. Это на 97 тысяч меньше, чем в августе, но на 61 тысячу больше, чем в сентябре прошлого года. Безработица в сентябре нынешнего сократилась меньше, чем прогнозировали эксперты. Это всерьез обеспокоило политиков, поскольку получается, что дальнейшего подъема экономики не предвидится, ведь предприниматели нанимают людей только тогда, когда есть работа. А раз нанимают мало - значит, мало заказов. Реально ситуация еще проблематичнее. Экономика и впрямь замедляется, работы становится все меньше. Но кроме того резко усилилась конкуренция на рынке труда. Ведь только в этом году в Германию прибыли и захотели найти работу 270 тысяч человек из стран Евросоюза. И все они имеют полное право внутри этого самого Евросоюза работать и жить, где захотят.
По настоянию предпринимателей сейчас расширяется допуск на рынок труда иностранцев из стран за пределами ЕС. Кроме того, работу ищут 190 тысяч женщин и мужчин предпенсионного возраста, которых обычно уже не включают в число безработных, поскольку им практически невозможно трудоустроиться - предприниматели их не берут. Ведомство по труду, правда, уверено, что речь идет не о растущем избытке рабсилы, а о структурных проблемах.
Среди низкоквалифицированных людей безработица держится на уровне 5,4 процента. А среди высококвалифицированных - 2,4 процента. Министерство труда страны так комментирует этот факт: “Подготовка немецких безработных зачастую меньше отвечает требованиям немецких фирм, чем квалификация иностранцев”. Проще говоря: как ни странно - об этом вы не узнаете, естественно, ни из каких отчетов официальных ведомств - немецкие безработные не горят желанием поменять профиль. Амбиции не позволяют. Например, бывший музыкант церковного хора ни за что не согласится переучиться на медсестру. А потерявший работу сантехник вряд ли согласится учиться на маляра.
Потому имеем то, что имеем: если место для необученного и неквалифицированного немца найти трудно, то на подготовленного рабочего из Испании или другой страны спрос есть всегда.
Хотим в немецкий рай!
Число иммигрантов в ближайшее время в Германии существенно увеличится, что создаст серьезные проблемы и без того сильно пошатнувшейся социальной системе страны. Об этом на днях сказал министр внутренних дел Германии Ханс-Петер Фридрих. В первую очередь министр имел в виду малоимущих и даже нищих граждан Румынии и Болгарии. Поводом для этого высказывания господина Фридриха стало решение суда по социальным вопросам земли Северный Рейн - Вестфаллия удовлетворить просьбу румынской семьи с двумя детьми и выплачивать ей социальное пособие. Основание: они больше года искали работу. В суд дело попало потому, что власти города Гельзенкирхена отказались платить им пособие, обосновав это тем, что законы о соцобеспечении ФРГ не дают гражданам других стран Евросоюза права на пособие, если они не платили здесь социальные взносы.
Кстати, о социальных взносах. Послушав господина Фридриха, мне стало интересно, сколько же социальных взносов лично я выплатила за девять лет трудовой деятельности в Германии. Время учебы, когда я все равно платила минимальный взнос со своей стипендии - не считаю. Итак, каждый месяц с моей зарплаты вычитают 15 евро так называемого взноса за солидарность и 42 евро на тот случай, если я потеряю работу и приду просить пособие. А пока я не пришла, вся эта сумма - другим страждущим. Умножим 57 евро на двенадцать, а потом еще на девять лет, получается, на первый взгляд, вроде бы и немного: 6 тысяч 156 евро. Но в контексте страны - принимая во внимание тех, кто работает и платит, сумма получается, ого, какая. Поскольку мы живем в социальной стране, комментировать сей факт не стану, ибо если завтра я окажусь нетрудоспособной, кто-то другой станет оплачивать мои нужды.
А теперь вернемся к вышеупомянутому решению суда. Оно пока не окончательное, поскольку принципиального решения проблемы нет. Одни эксперты считают, что надо руководствоваться национальным законодательством и не платить, а другие уверены, что в Евросоюзе все имеют равные права и платить надо. Мнения Федерального суда по социальным вопросам ждут уже давно, но он не торопится, поскольку не ясна позиция Европейского суда, в который, естественно, потом попадет это дело.
Господин Фридрих напомнил, что разница в уровнях жизни беднейших слоев Германии и Румынии, например, столь велика, что для многих жизнь в Германии на пособие кажется раем. А потому, если начать выплачивать его нуждающимся других стран, это заинтересует многих. На сегодняшний день в Германии, по данным МВД, этого ждут, как минимум, 130 тысяч безработных граждан Евросоюза. |