|
Казахскому НИИ глазных болезней (КазНИИ ГБ) 21 октября исполняется 80 лет со дня основания. Сегодня институт обладает самыми передовыми технологиями, ежегодно помогает шести тысячам больных и проводит более восьми тысяч сложнейших операций. А все началось с того, что в 1933 году на базе Алматинской глазной больницы, что в то время была рассчитана всего на 25 коек, решено было создать научно-исследовательский институт, который бы готовил специалистов и разрабатывал, а также внедрял самые передовые методы лечения глазных болезней. Кстати, поводом для создания этой структуры стала трахома, которая не только осложняла жизнь больным, но и приводила к слепоте. И, что самое главное, эта болезнь на территории нашей республики сегодня полностью искоренена
НИИ глазных болезней всегда был в лидерах. Уже с 1937 года здесь начали заниматься проблемой пересадки роговицы. Позже, то есть в предвоенные 40-е годы прошлого столетия, эта сложнейшая операция становится рядовой. И одно из главных достижений - соотечественники избавляются от необходимости ездить на лечение в НИИ глазных болезней и тканевой терапии, который расположен в Одессе. Далее, а именно в 50-60-е годы прошлого столетия, Казахский НИИ глазных болезней сконцентрировал силы на изучении проблем глаукомы, глазного травматизма военного времени и хирургической помощи ветеранам войны. В 70-80-х годах прошлого столетия в ходе выполнения научно-исследовательских программ разработана модель офтальмопедиатрической службы на селе, разработана и реализована система оперативных вмешательств у больных катарактой и глаукомой. Кроме того, институт активно участвовал в выполнении долгосрочной Программы борьбы со слепотой совместно с ведущими офтальмологическими учреждениями Советского Союза. Специалисты института активно работали в клиниках различных стран мира: Алжира, Анголы, Вьетнама, Афганистана, КНР, Ганы, Йемена, Ирака, Кубы, Ливии, Нигера, Нигерии и Сомали.
Сегодня, как и в предыдущие годы, основными направлениями деятельности института являются разработка инновационных технологий, направленных на снижение слепоты и слабовидения, подготовка специалистов. Кроме того, институт постоянно работает над доступностью специализированной офтальмологической помощи населению. Так, уже третий год работает филиал НИИ глазных болезней в Астане, и в самом ближайшем будущем подобные центры откроются в Мангистауской и Южно-Казахстанской областях. Естественно, институт постоянно работает над переподготовкой специалистов и является клинической базой для кафедр офтальмологии ведущих медицинских вузов страны. Только за последние 10 лет на базе КазНИИ ГБ прошли усовершенствование более 1000 врачей, на выездных циклах - более 400. Конечно же, НИИ глазных болезней имеет все самое новейшее и передовое оборудование, необходимое для лечения глазных заболеваний.
В преддверии знаменательной даты мы встретились с Даригой Абдрахимовой, заместителем генерального директора по науке КазНИИ ГБ, доктором медицинских наук. Основная тема разговора - передовые технологии лечения и конкретная помощь, на которую может рассчитывать пациент.
- Наш институт предлагает высокоспециализированную медицинскую офтальмологическую помощь для населения республики. Нашими пациентами являются в том числе и пациенты из регионов. Мы занимаемся особыми сложными случаями. Например, имеем дело с такой сложнейшей в лечении патологией, как отслойка сетчатки. Я могу сказать, что отслойка сетчатки оперируется только здесь. И мы обладаем всеми новейшими технологиями, которые позволяют спасти зрение.
Конечно же, наш институт также занимаемся операциями по коррекции зрения. И наш центр был первым, кто получил технику высочайшего класса, для того чтобы безболезненно и без осложнений восстановить остроту зрения.
Кроме того, мы также можем произвести очень сложную операцию по кератопластике. То есть по пересадке роговицы. Вообще, подобными операциями мы занимаемся давно, то есть практически с самого начала основания института. Но с помощью фемтосекундного лазера нам удалось сделать их более безопасными и избавить пациента от серьезных осложнений.
- В данный момент существует множество частных офтальмологических центров. В чем преимущество именно вашей организации?
- Все дело в том, что наш институт сам разрабатывает технологии, сам их внедряет и использует на практике. КазНИИ ГБ всегда являлся флагманом в деле лечения глазных болезней. И на сегодняшний день в нашем институте применяются все известные в мире методики лечения. Кроме того, повторюсь, мы оснащены самой современной техникой.
В то же время частные центры - это в первую очередь коммерческие структуры, и они не берутся за пациента, если лечение не предполагает 100-процентного выздоровления. И существуют такие заболевания, которые не рекомендуется лечить в частных клиниках. Например, опухолевые, онкологические заболевания. Даже проблема с отслойкой сетчатки - для этого необходимы специальное дорогостоящее оборудование и колоссальный опыт. Кроме того, подобное лечение требует поэтапного подхода. Что во многих случаях частным центрам попросту не выгодно. Еще не стоит забывать и о таком моменте - подобная операция очень дорога, и поэтому мы можем сделать ее в рамках государственного заказа.
- В последнее время некоторые пациенты предпочитают лечиться за рубежом. Насколько это оправданно?
- Конечно, есть люди, которые могут это себе позволить. Но практика показывает - это не всегда оправданно. Дело в том, что в нашем институте, все самые сложные операции, за которыми едут за границу, выполняются на высшем уровне. Да и потом, предположим, что пациент выезжает за рубеж и делает операцию. А как же послеоперационный контроль пациента? Ведь, если он собрался выезжать, то проблема серьезная. И в большинстве случаев в конечном итоге пациент приходит к нам. Правда, нам уже сложнее, потому что у нас своя методика, техника и тактика ведения пациента. Еще раз напомню - сегодня нет таких патологий, за которые не возьмется КазНИИ ГБ.
Кстати, бывали случаи, когда к нам приходили после такого лечения и просили исправить то, что сделали в зарубежной клинике. У нас есть такие пациенты, которые лечились, например, в Европе, Китае и даже США и потом приходили к нам, так сказать, на долечивание.
- С какими странами сотрудничает институт?
- Мы сотрудничаем с офтальмологами всего мира. На прошлой неделе наша группа вернулась с Большого европейского конгресса офтальмологов, который проходил в Амстердаме. И, наверное, нет такой страны в СНГ, со специалистами которой мы бы не работали. Конечно же, есть связи, в том числе с Европой и США
Кроме того, к нам приезжают специалисты с мастер-классами. Они проводят показательные операции. И, как показывает практика (ведь все равно невольно сравниваешь уровень) - наши сотрудники ничем не уступают. Может быть, есть небольшие нюансы технического плана, ведь, как известно, у каждого хирурга есть свои секреты. Но на то и обмен опытом.
В то же время мы, в свою очередь, также выезжаем с мастер-классами в регионы. То есть весь опыт, что базируется на наших разработках и на зарубежных технологиях, мы передаем коллегам в регионах. Конечно же, применяем и инновационные технологии. В частности, организовываем видеотрансляции операций в режиме онлайн - “живая хирургия”. Кстати, подобное решено сделать на предстоящем конгрессе, который будет посвящен 80-летию института. Он пройдет с 24 по 25 октября. К слову, к нам присоединятся в режиме реального времени и индийские коллеги.
- Каковы наиболее распространенные заболевания среди нас?
- Сегодня это, конечно же, миопия. То есть близорукость. И сейчас это становится бичом - поскольку сегодня идет большая зрительная нагрузка. В частности, мы очень много времени проводим перед мониторами различных устройств. Причем это характерно практически для всех возрастов.
Еще одно заболевание - глаукома. Это очень коварная болезнь. Кстати, в данный момент реализуется государственная программа “Саламатты Казахстан”. И в рамках этой программы мы обследуем население на глаукому. Так вот, обследование показало - пациенты обращаются достаточно поздно. Дело в том, что ее можно остановить, но вернуть зрение в первоначальное состояние уже невозможно.
Ну и, конечно же, катаракта. Вообще, это возрастное заболевание. Однако в последнее время болезнь, что называется, молодеет. Встречаются пациенты с таким диагнозом в возрасте 35-40 лет. Конечно, мы с этим успешно боремся - на сегодняшний день технологии позволяют заменить помутневший хрусталик и сделать это максимально безопасно.
Беседовал Алан Байтенов |