Пришла весть о кончине Каната Берентаева, одного из ведущих наших экономистов. Мы сотрудничали с Канатом Базарбаевичем более двух десятков лет и знали его как одного из самых образованных и профессиональных специалистов страны. Многое из того, что еще не опубликовано, но было сказано или написано Берентаевым ранее, остается актуальным и сегодня. И, думается, будет еще актуальным в будущем.
Интервью, данное Канатом Берентаевым “Новому поколению” совсем недавно, было по ряду причин отложено для публикации. Предлагаем его вашему вниманию
- Близится создание Единого экономического пространства между Казахстаном, Белоруссией и Россией. Но у нас существует довольно активная оппозиция этому процессу. И это необязательно политическая оппозиция, здесь немало экономистов. В чем такое неприятие процесса интеграции между указанными странами?
- Главным аргументом противников ЕЭП стал тезис о возможном “слиянии Казахстана и России”. Если под этим понимать тесное экономическое сотрудничество, проведение согласованной внешней и внутренней экономической политики, устраивающей народы наших стран, то такое “слияние” объективно необходимо. Главное, чтобы взаимоотношения стран в рамках ЕЭП строились исходя не из доминирования интересов какой-то одной страны, а сообщества в целом. Для этого во главу угла нужно ставить не ложно понимаемые национальные интересы, а интересы населения наших стран, решать их с позиции достижения социальной справедливости, с учетом этических аспектов проблемы, а не прагматичных интересов отдельных групп национальных элит.
- Говорят также о том, что наднациональные органы в ЕЭП будут обязательно подчинены российским интересам. Вы разделяете эту точку зрения?
- Любое региональное образование предполагает передачу или делегирование полномочий по отдельным вопросам с национального уровня на наднациональный уровень. Тот же пример ЕС показывает, что в Европе нормально действуют несколько наднациональных институтов, причем не ущемляя интересов каждого члена сообщества. Поэтому было бы неправомерно уже со старта предрекать, что действия наднациональных органов будут подчинены российским интересам и произойдет новая колонизация Казахстана. Такая точка зрения отражает взгляды только части национальной элиты, базирующейся на устарелых политико-экономических категориях. Вместе с тем, с моей точки зрения, любая политико-экономическая категория конкретна и привязана к определенной эпохе. Поэтому успех или неудача политики “слияния” зависит от действий нашего правительства.
- Если же все-таки мнение скептиков ЕЭП возобладает и интеграции теоретически не произойдет - поможет ли это сохранить, как утверждают национал-патриоты, в полной мере суверенитет Казахстана, в том числе и экономический?
- Я думаю, что политика любой изоляции, в том числе и от России, ничего не решает. В том числе и проблемы сохранения суверенитета Казахстана, так как в геополитическом аспекте Казахстан ассоциируется только как сырьевой придаток развитых стран мира, который в перспективе станет разменной монетой в геополитических играх глобальных игроков - Китая, США, ЕС и России.
Уже в данный момент уровень реального суверенитета Казахстана существенно снизился, так как внутреннюю и внешнюю экономическую политику определяют решения транснациональных компаний, международных финансовых институтов и других авторов мировой политики, которых не было или они играли незначительную роль до середины XX века. В этом отношении создание ЕЭП - это шанс для Казахстана в максимальной степени сохранить и укрепить свой суверенитет.
- Что конкретного может принести Казахстану вхождение в ЕЭП?
- При создании ЕЭП, так же, как и при создании ТС, по-моему, допускается одна и та же принципиальная ошибка - назначение конкретной даты начала функционирования нового образования. Общество воспринимает подписание таких документов не как начало запуска процесса интеграции, а как начало действия соглашения в полном объеме. Решение технических вопросов интеграции в полном объеме требует длительной работы по поиску компромиссов в той или иной области. Это наглядно продемонстрировал опыт запуска ТС, когда решение ряда технических вопросов продолжается до сих пор. В среднесрочной и долгосрочной перспективе для Казахстана имеются реальные шансы для максимального сохранения и укрепления национального суверенитета, реальной диверсификации экономики, выхода на новую ступень социально-экономического развития в составе ЕЭП, которое станет одним из глобальных игроков мировой политики. |