ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Центральная Азия: новые вызовы безопасности и перспективы регионального сотрудничества Исследования

Современный мир отличается нестабильностью. Этот факт отмечают аналитики и участники финансовых и сырьевых рынков. Об этом говорят на международных экономических форумах. Об этом свидетельствует и повестка институтов управления глобальными рисками - “Большой восьмерки” и “Большой двадцатки”. Центральная Азия в полной мере испытывает на себе последствия этой нестабильности, несущей новые риски, вызовы и угрозы безопасности региона

Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана “Стратегия “Казахстан-2050”: Новый политический курс состоявшегося государства” отметил, что претерпевает серьезные изменения баланс сил как на глобальном уровне, так и в отдельных регионах планеты, соответственно, возрастает роль механизмов региональной безопасности.
Система региональной безопасности, складывающаяся в Центрально-Азиатском регионе, включает международные институты, различные по своему формату, методам и инструментам работы, конкретным задачам, но ориентированные в конечном счете на общую цель - обеспечение безопасности в регионе.
Самая динамичная с точки зрения расширения географических возможностей организация - это Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Взаимодействие стран - членов ШОС основано на общем видении мира. Они исходят из того, что сегодня происходят сложные процессы трансформации всей системы международных отношений, сопровождающиеся становлением многополярного мироустройства, укреплением региональных основ взаимодействия, глобализацией и растущей взаимозависимостью государств, возрастанием роли информационных технологий.
ШОС, ориентируясь преимущественно на развитие экономических связей между странами региона, вносит большой вклад в укрепление региональной и глобальной безопасности. Принята Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, работает Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС.
alt
Воздерживаясь на нынешнем этапе от принятия новых членов, организация продолжает расширять внешние связи. Знаковым событием прошлогоднего Пекинского саммита стало решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС. Это было связано с поддержкой стран - членов ШОС построения в Афганистане независимого, нейтрального, мирного, процветающего государства, свободного от терроризма и наркопреступности.
Тогда же Турции был предоставлен статус партнера по диалогу, что в очередной раз продемонстрировало принципы открытости и прозрачности, которыми неуклонно руководствуется ШОС, показало конструктивный подход организации к активному участию в международных и региональных делах. Государства - члены ШОС достигли единства мнений о том, что на последующем этапе развития организации необходимо усилить прагматическое сотрудничество с государствами-наблюдателями и государствами-партнерами по диалогу, вовлечь больше сил в содействие региональному развитию.
Неслучайно первым иностранным визитом нового иранского президента Хасана Рухани станет участие в Бишкекском саммите ШОС в сентябре этого года. На прошлогоднем саммите государства - члены ШОС выразили серьезную озабоченность складывающейся ситуацией вокруг Ирана. Они заявили о неприемлемости любых попыток решить иранскую проблему силовыми методами, поскольку они ведут к непредсказуемым последствиям, угрожающим стабильности и безопасности в регионе и в мире в целом. ШОС поддерживает диалог между “шестеркой” и Ираном в целях урегулирования иранской ядерной проблемы политико-дипломатическими методами путем диалога и переговоров между заинтересованными сторонами. Местом проведения последних встреч между Тегераном и “шестеркой” весной этого года стал Алматы. Находясь в Тегеране на инаугурации президента Хасана Рухани, президент Назарбаев подтвердил желание Казахстана играть активную роль в продвижении диалога по иранской ядерной программе и готовность предоставить площадку для дальнейших переговоров.

* * *
В своем Послании глава государства подчеркнул: “Казахстан должен укреплять свою обороноспособность и военную доктрину, участвовать в различных механизмах оборонительного сдерживания”. В Центрально-Азиатском регионе таким механизмом является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В сфере военного сотрудничества страны-члены уделяют особое внимание созданию надежного потенциала для коллективного отражения агрессии и любых других силовых акций против государств-членов.
Члены ОДКБ исходят из того, что деятельность организации должна быть нацелена также на повышение уровня взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, наркотрафиком, киберпреступностью, незаконной миграцией, на укрепление охраны границ государств-членов, наращивание совместных возможностей по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.
В связи с нарастанием угроз, в том числе с учетом завершения вывода в 2014 году из Афганистана основного контингента Международных сил содействия безопасности, особое внимание уделяется принятию мер, которые отвечали бы требованиям меняющейся обстановки и степени ее воздействия на безопасность государств-членов.
При этом ОДКБ выступает за сотрудничество с другими международными и региональными организациями. Она заинтересована в объединении усилий с ШОС, ОБСЕ и другими структурами на всех направлениях противодействия вызовам безопасности на евразийском пространстве.

* * *
Одним из главных препятствий на пути международного сотрудничества по вопросам безопасности является то, что политологами называется “игрой с нулевой суммой”, когда приобретения одного игрока равны потерям другого. Таким образом, что повышает безопасность одного государства, уменьшает безопасность другого. Типичным примером может служить вопрос о системах противоракетной обороны. Исключением из этого печального правила служит угроза незаконной торговли наркотиками, борьба с которой объединяет большинство стран мира. Для Центральной Азии эта угроза многократно усиливается тем, что через страны региона проходит транзитный маршрут афганского героина.
По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), на мировой рынок ежегодно поступает около 4300 тонн героина. При этом 500 тонн героина приходят из Мьянмы и Лаоса, а остальные 3800 тонн производятся исключительно из афганского опия. Среди основных маршрутов - балканский (через Иран и Турцию в Европу) и северный (через Среднюю Азию в Казахстан, затем в Россию). К примеру, годовой объем европейского наркорынка оценивается экспертами ООН в 20 миллиардов долларов.
У этой проблемы есть и иное измерение - рост числа наркозависимых. По данным Генеральной прокуратуры Казахстана, у нас в стране число зарегистрированных наркоманов выросло с 10 тысяч в 1991 году до 50 тысяч в 2010-м. При этом реальное число наркозависимых Генпрокуратура оценивает в 250-500 тысяч человек.
И ШОС, и ОДКБ включили борьбу с незаконным оборотом наркотиков в число своих приоритетов. РАТС координирует свою работу с рядом международных организаций - Антитеррористическим центром СНГ, Центральноазиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ), ОДКБ и Управлением ООН по наркотикам и преступности. ОДКБ стала включать в состав Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) спецподразделения ведомств по борьбе с терроризмом и нелегальным оборотом наркотиков. С 2012 года проводятся ежегодные учения с подразделениями антинаркотических ведомств, входящими в состав Формирований сил специального назначения (ФССН) КСОР. На повестке дня - создание Центра антинаркотических операций ОДКБ.

* * *
Одной из тенденций последних лет стало стирание границ между региональным и глобальным в международных отношениях. Это относится и к новым угрозам безопасности, и к деятельности международных организаций, призванных им противостоять.
Институты региональной системы безопасности включают в свою повестку вопросы глобального характера. Так, ОДКБ постоянно выступает за укрепление международных механизмов разоружения, поддерживает режим нераспространения ядерного оружия, сохранение и упрочение режима ДНЯО, контроля над вооружениями, системы гарантий МАГАТЭ. Государства - члены ШОС в принятых документах выражают глубокую озабоченность ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке, призывают мировое сообщество уважать основные принципы Устава ООН и нормы международного права, уважать самостоятельный выбор государств и народов этого региона, содействовать снятию региональной напряженности. ШОС выступает против военного вмешательства в дела данного региона, принудительного форсирования “передачи власти”, применения односторонних санкций.
С другой стороны, многие значимые для региона угрозы безопасности носят глобальный характер, поэтому они отражены в повестке таких институтов глобального управления, как G20 и G8. Казахстан уже давно включился в работу этих форумов - как через участие в саммитах “Большой двадцатки” и “Большой восьмерки” в качестве приглашенной страны, так и через работу в различных специализированных структурах, созданных этими институтами.
Ярким примером соединения глобального, регионального и внутригосударственного аспектов безопасности является противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. На глобальном уровне эта работа координируется Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - The Financial Action Task Force (FATF), межправительственной организацией, вырабатывающей мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. ФАТФ создали в 1989 году по инициативе “Большой семерки”, позднее ее стала курировать “Группа двадцати”. В 2004 году образовали Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) со статусом ассоциированного члена ФАТФ, куда вошли Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В 2005 и 2010 годах в число государств - членов ЕАГ вошли имевшие ранее статус наблюдателей Узбекистан, Туркменистан, Индия.
Основной целью ЕАГ является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграции государств - членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с Рекомендациями ФАТФ. Кроме того, Комитет финансового мониторинга Министерства финансов Казахстана стал членом группы подразделений финансовой разведки “Эгмонт”, подана заявка на членство Казахстана в ФАТФ.
Повышение продовольственной безопасности в контексте развития сельского хозяйства - важный приоритет “Большой восьмерки” и рамках “Большой двадцатки”. Рабочая группа по продовольственной безопасности G20 отмечает, что в мире в настоящее время 870 миллионов человек ложатся спать голодными и миллионы детей ежегодно умирают от болезней, вызванных недоеданием. Более чем половина стран мира с низким достатком имеет проблемы высоких цен на продовольствие.
G20 считает, что действия правительств должны быть направлены на устранение причин высоких и нестабильных цен на продукты питания. Это включает в себя необходимость обеспечения прозрачности и регулирования рынков продовольственных товаров, чтобы предотвратить финансовые спекуляции. Резкие колебания мировых цен на основные продовольственные сырьевые товары привлекли внимание “двадцатки” к такой серьезной проблеме, как отсутствие достоверной и актуальной информации по производству и использованию сельскохозяйственных культур, о запасах и наличии продукции для экспорта. Ответом на это стало создание Системы информации о сельскохозяйственных рынках (АМИС), которая занимается анализом рынка и прогнозами на национальном и международном уровнях. Секретариат АМИС находится в ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), в нее входят члены “Группы двадцати” и семь приглашенных стран, в том числе Казахстан. Кроме того, VI Астанинский экономический форум подготовил рекомендации для лидеров стран G20, относящихся к мониторингу и обмену информацией о состоянии продовольственного рынка, согласованным подходам к составлению прогнозных балансов мирового и региональных продовольственных рынков, повышению их транспарентности.
Существующие институты безопасности как глобального, так и регионального формата сегодня все чаще подвергаются критике за то, что они оказались неспособны предотвратить те или иные угрозы, обеспечить мирное урегулирование конфликтов, справиться с транснациональной преступностью. Эта критика, исходящая как от государств-участниц, так и от гражданского общества, во многом справедлива. Тем не менее, она не отменяет необходимости межгосударственного диалога как единственного способа согласования интересов и выработки общей повестки, а также международного сотрудничества как альтернативы конфликтам.

Еркин Тукумов,
заведующий аналитическим отделом Совета безопасности Республики Казахстан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение