|
Современный мир отличается нестабильностью. Этот факт отмечают аналитики и участники финансовых и сырьевых рынков. Об этом говорят на международных экономических форумах. Об этом свидетельствует и повестка институтов управления глобальными рисками - “Большой восьмерки” и “Большой двадцатки”. Центральная Азия в полной мере испытывает на себе последствия этой нестабильности, несущей новые риски, вызовы и угрозы безопасности региона
Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана “Стратегия “Казахстан-2050”: Новый политический курс состоявшегося государства” отметил, что претерпевает серьезные изменения баланс сил как на глобальном уровне, так и в отдельных регионах планеты, соответственно, возрастает роль механизмов региональной безопасности.
Система региональной безопасности, складывающаяся в Центрально-Азиатском регионе, включает международные институты, различные по своему формату, методам и инструментам работы, конкретным задачам, но ориентированные в конечном счете на общую цель - обеспечение безопасности в регионе.
Самая динамичная с точки зрения расширения географических возможностей организация - это Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Взаимодействие стран - членов ШОС основано на общем видении мира. Они исходят из того, что сегодня происходят сложные процессы трансформации всей системы международных отношений, сопровождающиеся становлением многополярного мироустройства, укреплением региональных основ взаимодействия, глобализацией и растущей взаимозависимостью государств, возрастанием роли информационных технологий.
ШОС, ориентируясь преимущественно на развитие экономических связей между странами региона, вносит большой вклад в укрепление региональной и глобальной безопасности. Принята Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, работает Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС.
Воздерживаясь на нынешнем этапе от принятия новых членов, организация продолжает расширять внешние связи. Знаковым событием прошлогоднего Пекинского саммита стало решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС. Это было связано с поддержкой стран - членов ШОС построения в Афганистане независимого, нейтрального, мирного, процветающего государства, свободного от терроризма и наркопреступности.
Тогда же Турции был предоставлен статус партнера по диалогу, что в очередной раз продемонстрировало принципы открытости и прозрачности, которыми неуклонно руководствуется ШОС, показало конструктивный подход организации к активному участию в международных и региональных делах. Государства - члены ШОС достигли единства мнений о том, что на последующем этапе развития организации необходимо усилить прагматическое сотрудничество с государствами-наблюдателями и государствами-партнерами по диалогу, вовлечь больше сил в содействие региональному развитию.
Неслучайно первым иностранным визитом нового иранского президента Хасана Рухани станет участие в Бишкекском саммите ШОС в сентябре этого года. На прошлогоднем саммите государства - члены ШОС выразили серьезную озабоченность складывающейся ситуацией вокруг Ирана. Они заявили о неприемлемости любых попыток решить иранскую проблему силовыми методами, поскольку они ведут к непредсказуемым последствиям, угрожающим стабильности и безопасности в регионе и в мире в целом. ШОС поддерживает диалог между “шестеркой” и Ираном в целях урегулирования иранской ядерной проблемы политико-дипломатическими методами путем диалога и переговоров между заинтересованными сторонами. Местом проведения последних встреч между Тегераном и “шестеркой” весной этого года стал Алматы. Находясь в Тегеране на инаугурации президента Хасана Рухани, президент Назарбаев подтвердил желание Казахстана играть активную роль в продвижении диалога по иранской ядерной программе и готовность предоставить площадку для дальнейших переговоров.
* * *
В своем Послании глава государства подчеркнул: “Казахстан должен укреплять свою обороноспособность и военную доктрину, участвовать в различных механизмах оборонительного сдерживания”. В Центрально-Азиатском регионе таким механизмом является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В сфере военного сотрудничества страны-члены уделяют особое внимание созданию надежного потенциала для коллективного отражения агрессии и любых других силовых акций против государств-членов.
Члены ОДКБ исходят из того, что деятельность организации должна быть нацелена также на повышение уровня взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, наркотрафиком, киберпреступностью, незаконной миграцией, на укрепление охраны границ государств-членов, наращивание совместных возможностей по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.
В связи с нарастанием угроз, в том числе с учетом завершения вывода в 2014 году из Афганистана основного контингента Международных сил содействия безопасности, особое внимание уделяется принятию мер, которые отвечали бы требованиям меняющейся обстановки и степени ее воздействия на безопасность государств-членов.
При этом ОДКБ выступает за сотрудничество с другими международными и региональными организациями. Она заинтересована в объединении усилий с ШОС, ОБСЕ и другими структурами на всех направлениях противодействия вызовам безопасности на евразийском пространстве.
* * *
Одним из главных препятствий на пути международного сотрудничества по вопросам безопасности является то, что политологами называется “игрой с нулевой суммой”, когда приобретения одного игрока равны потерям другого. Таким образом, что повышает безопасность одного государства, уменьшает безопасность другого. Типичным примером может служить вопрос о системах противоракетной обороны. Исключением из этого печального правила служит угроза незаконной торговли наркотиками, борьба с которой объединяет большинство стран мира. Для Центральной Азии эта угроза многократно усиливается тем, что через страны региона проходит транзитный маршрут афганского героина.
По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), на мировой рынок ежегодно поступает около 4300 тонн героина. При этом 500 тонн героина приходят из Мьянмы и Лаоса, а остальные 3800 тонн производятся исключительно из афганского опия. Среди основных маршрутов - балканский (через Иран и Турцию в Европу) и северный (через Среднюю Азию в Казахстан, затем в Россию). К примеру, годовой объем европейского наркорынка оценивается экспертами ООН в 20 миллиардов долларов.
У этой проблемы есть и иное измерение - рост числа наркозависимых. По данным Генеральной прокуратуры Казахстана, у нас в стране число зарегистрированных наркоманов выросло с 10 тысяч в 1991 году до 50 тысяч в 2010-м. При этом реальное число наркозависимых Генпрокуратура оценивает в 250-500 тысяч человек.
И ШОС, и ОДКБ включили борьбу с незаконным оборотом наркотиков в число своих приоритетов. РАТС координирует свою работу с рядом международных организаций - Антитеррористическим центром СНГ, Центральноазиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ), ОДКБ и Управлением ООН по наркотикам и преступности. ОДКБ стала включать в состав Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) спецподразделения ведомств по борьбе с терроризмом и нелегальным оборотом наркотиков. С 2012 года проводятся ежегодные учения с подразделениями антинаркотических ведомств, входящими в состав Формирований сил специального назначения (ФССН) КСОР. На повестке дня - создание Центра антинаркотических операций ОДКБ.
* * *
Одной из тенденций последних лет стало стирание границ между региональным и глобальным в международных отношениях. Это относится и к новым угрозам безопасности, и к деятельности международных организаций, призванных им противостоять.
Институты региональной системы безопасности включают в свою повестку вопросы глобального характера. Так, ОДКБ постоянно выступает за укрепление международных механизмов разоружения, поддерживает режим нераспространения ядерного оружия, сохранение и упрочение режима ДНЯО, контроля над вооружениями, системы гарантий МАГАТЭ. Государства - члены ШОС в принятых документах выражают глубокую озабоченность ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке, призывают мировое сообщество уважать основные принципы Устава ООН и нормы международного права, уважать самостоятельный выбор государств и народов этого региона, содействовать снятию региональной напряженности. ШОС выступает против военного вмешательства в дела данного региона, принудительного форсирования “передачи власти”, применения односторонних санкций.
С другой стороны, многие значимые для региона угрозы безопасности носят глобальный характер, поэтому они отражены в повестке таких институтов глобального управления, как G20 и G8. Казахстан уже давно включился в работу этих форумов - как через участие в саммитах “Большой двадцатки” и “Большой восьмерки” в качестве приглашенной страны, так и через работу в различных специализированных структурах, созданных этими институтами.
Ярким примером соединения глобального, регионального и внутригосударственного аспектов безопасности является противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. На глобальном уровне эта работа координируется Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - The Financial Action Task Force (FATF), межправительственной организацией, вырабатывающей мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. ФАТФ создали в 1989 году по инициативе “Большой семерки”, позднее ее стала курировать “Группа двадцати”. В 2004 году образовали Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) со статусом ассоциированного члена ФАТФ, куда вошли Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В 2005 и 2010 годах в число государств - членов ЕАГ вошли имевшие ранее статус наблюдателей Узбекистан, Туркменистан, Индия.
Основной целью ЕАГ является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграции государств - членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с Рекомендациями ФАТФ. Кроме того, Комитет финансового мониторинга Министерства финансов Казахстана стал членом группы подразделений финансовой разведки “Эгмонт”, подана заявка на членство Казахстана в ФАТФ.
Повышение продовольственной безопасности в контексте развития сельского хозяйства - важный приоритет “Большой восьмерки” и рамках “Большой двадцатки”. Рабочая группа по продовольственной безопасности G20 отмечает, что в мире в настоящее время 870 миллионов человек ложатся спать голодными и миллионы детей ежегодно умирают от болезней, вызванных недоеданием. Более чем половина стран мира с низким достатком имеет проблемы высоких цен на продовольствие.
G20 считает, что действия правительств должны быть направлены на устранение причин высоких и нестабильных цен на продукты питания. Это включает в себя необходимость обеспечения прозрачности и регулирования рынков продовольственных товаров, чтобы предотвратить финансовые спекуляции. Резкие колебания мировых цен на основные продовольственные сырьевые товары привлекли внимание “двадцатки” к такой серьезной проблеме, как отсутствие достоверной и актуальной информации по производству и использованию сельскохозяйственных культур, о запасах и наличии продукции для экспорта. Ответом на это стало создание Системы информации о сельскохозяйственных рынках (АМИС), которая занимается анализом рынка и прогнозами на национальном и международном уровнях. Секретариат АМИС находится в ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), в нее входят члены “Группы двадцати” и семь приглашенных стран, в том числе Казахстан. Кроме того, VI Астанинский экономический форум подготовил рекомендации для лидеров стран G20, относящихся к мониторингу и обмену информацией о состоянии продовольственного рынка, согласованным подходам к составлению прогнозных балансов мирового и региональных продовольственных рынков, повышению их транспарентности.
Существующие институты безопасности как глобального, так и регионального формата сегодня все чаще подвергаются критике за то, что они оказались неспособны предотвратить те или иные угрозы, обеспечить мирное урегулирование конфликтов, справиться с транснациональной преступностью. Эта критика, исходящая как от государств-участниц, так и от гражданского общества, во многом справедлива. Тем не менее, она не отменяет необходимости межгосударственного диалога как единственного способа согласования интересов и выработки общей повестки, а также международного сотрудничества как альтернативы конфликтам.
Еркин Тукумов,
заведующий аналитическим отделом Совета безопасности Республики Казахстан |