ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Нация начинается с подлинной истории Исследования

Бек Аргынов
Не знать истории - значит навсегда остаться ребенком. Так Цицерон метко определил роль этой главной общественной науки. Однако понятное стремление приукрасить свое прошлое свойственно не только людям, но и народам. Поэтому научный подход прежде всего. Для нашего молодого независимого государства жизненно необходимо знать свою подлинную историю. И здесь важно избежать как самолюбования, так и самоуничижения - то есть не идти на поводу господствующих евроцентристских взглядов на всемирную историю

 Как учит все тот же великий древнеримский оратор: “Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности”.
Увы, в СССР история была скорее идеологией, чем наукой. Она была крайне политизирована и основывалась на двух краеугольных камнях: первый - исключительно положительный имидж русского этноса и российского государства, неизменно на всех этапах истории пребывавшего в роли заботливого “старшего брата”. Второй “камень” - сакрализация революции 1917 года, давшей всем “национальным окраинам” свободу, культуру, образование и развитие. Вся история других этносов Союза до этой славной даты (по советской историографии) - дремучее невежество.
 При этом скрывалась истинная информация о тех бедствиях, которые принес советский строй. Например, об ужасных последствиях для казахстанцев ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне или голодоморе 30-х. Что объясняет такой страшный факт - численность казахов в 1913 году во времена “кровавого царского режима” составляла около 5 миллионов человек, а в 1986 году, в светлую эпоху, в КазССР проживало чуть больше 6 миллионов...
Наглядным примером описанной выше советской модели историографии является возвеличивание Ермака в советском прошлом. Это, безусловно, историческая личность, серьезно расширившая границы владения российского государства, и он в России по праву пользуется уважением. Но “историки” позабыли о другой стороне, что для жителей Сибири и нынешнего Восточного Казахстана Ермак являлся разбойником и жестоким захватчиком. А потому называть его именем город в Казахстане (ныне Аксу, Павлодарская область) было так же бестактно, как если бы поставить памятник монгольскому хану Тохтамышу в Москве, поскольку тот захватил и сжег этот город в 1382 году.

Детская болезнь
левизны

После распада Советского Союза наступила пора переосмысления многих ценностей, в том числе и истории. Рост национального самосознания, к сожалению, по объективным причинам развития общества неизбежно вызывает также заметный подъем национализма. И это серьезно отражается на господствующих в обществе взглядах. В том числе и на историю. Ни одна из постсоветских республик не избежала этой напасти, та же Россия - тому очевидный пример, уж слишком силен соблазн улучшить свой бэкграунд, как принято сейчас говорить.
Народ без истории, как дерево без корней, этакое перекати-поле. Но история в постсоветских государствах вдруг, как медицина, стала манить к себе всякого рода малообразованных в этой сфере людей, а то и просто шарлатанов. И если российские псевдоисторики пытаются знаменитых ханов Орды представить то одним, то другим русским князем, то наши иные “историки” изменили родословную самого Чингисхана - он, оказывается, казах...
В целом, наша историография до сих пор страдала тремя главными недугами: с излишним трепетом относилась к бумажным источникам как чуть ли не к единственному инструменту изучения истории. Также оставалась в плену евроцентристских взглядов. И, наконец, “детская болезнь левизны” в историографии - излишнее восхваление славных дел предков. Причем по этой части чрезвычайно много дилетантизма, порой наши акыны от истории писали просто в жанре фэнтези.
Между тем восторженные псевдоисторические опусы достигают как раз обратной цели - наносят урон имиджу страны. Они не только в негативном свете представляют уровень науки и образования в Казахстане, но и дают повод разного рода недоброжелателям высмеивать любые исторические изыскания в нашей стране, вызывать недоверие к ним. Особенно если результаты противоречат канонам советской историографии. А в качестве весомого доказательства удобно привести подобные анекдотические примеры - вроде того, что Чингисхан был казахом или Астана - древнейшим поселением планеты.

С высоты
современной науки

20 лет независимости нашего государства в нынешнее стремительно текущее, насыщенное глобальными событиями время, равны, пожалуй, иной эпохе.
Первый президент страны всегда придавал большое значение созданию подлинной истории нашего народа и государства. Свои стратегические взгляды на национальную историю Нурсултан Назарбаев изложил в книге “В потоке истории” еще в 1999 году. А в 2003 году объявлено о начале уникальной программы “Мәдени мұра” (“Культурное наследие”).
В своем программном выступлении на заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан 5 июня 2013 года Государственный секретарь Республики Казахстан Марат Тажин, в частности, сказал: “Подлинное национальное достоинство начинается с подлинной национальной истории”. По его мнению, сегодня, на этапе состоявшегося государства, мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую картину.
alt
Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. В той незримой войне смыслов и ценностей, которая разыгрывается на планете каждый день, сохранение исторической памяти - это единственный способ самосохранения вообще, считает Государственный секретарь.
Марат Тажин также отметил, что накопленные исторические факты и свидетельства позволяют нам предположить, что этногенез казахов произошел значительно раньше, чем это всегда трактовалось исторической наукой. Также необходимо на системной, научной базе понять главные смыслы современной истории. И здесь необходимо с научных позиций проанализировать ряд аспектов в деятельности лидера Казахстана. Во-первых, за два с небольшим десятилетия мы можем определенно говорить о стратегическом видении. Во-вторых, инновационный стиль управления. В-третьих, интеллектуальный масштаб. Все крупнейшие проекты внутреннего и внешнего характера - от СВМДА и Форума мировых религий, от Саммита ОБСЕ до “ЭКСПО-2017”, от переноса столицы до Стратегии-2030 и 2050 имели в своей основе интеллектуальные наработки самого президента. И каждый из них мог бы сделать честь любому крупному политику современности.
Межведомственная рабочая группа к 1 декабря текущего года должна подготовить развернутый доклад на имя главы государства с базовым видением всей этой проблематики, новыми подходами и решениями.

Новая роль ученого
Удивительно, но до настоящего времени практически любой письменный древний документ считается кладезем неоспоримых исторических фактов. А устные источники, литература высокомерно игнорируются как ненадежные.
Но так ли это? На самом же деле сама история убедительно доказывает, что любая форма передачи информации несет в себе все издержки человеческой натуры - от простого невежества до умышленного искажения фактов в угоду сильных мира сего. Мы уже не говорим про последний век - век информации, но достаточно вспомнить труды великих историков древности, которые на полном серьезе описывали моря, полные сирен, земли, где живут сфинксы. Тот же великий историк Геродот писал о людях с песьими головами. В индийских письменных источниках есть даже рисунки сражений Александра Македонского с “песьеглавцами”.
В этой связи особенно актуально замечание Госсекретаря о несводимости истории казахов к литературным источникам и архивам. “Неужели можно без критического анализа принимать свидетельства насквозь пропитанных европоцентризмом иностранных купцов, разведчиков, военных или географов о казахской истории в качестве истины последней инстанции? Мы должны серьезно переосмыслить все эти источники, понимая с высоты современной науки, что они часто не выдерживают никакой критики по стандартам сегодняшнего дня”.
Он отметил, что время ставит перед исторической наукой совершенно новые требования. “Речь идет, по крайней мере, о двух методологических революциях ХХ века, с которыми связаны принципиальные перемены в исторической науке. Во-первых, я бы отметил мощное интеллектуальное движение французской исторической школы первой половины XX столетия, связанное прежде всего с именами Люсьена Февра и Марка Блока”, - сказал Марат Тажин.
По его мнению, современная история уже стала междисциплинарной наукой. Исторические исследования перестали замыкаться на изучении исключительно письменных источников и работе в архивах. Они, напротив, интегрировали в себя методы многих смежных научных дисциплин - социологии и социальной психологии, экономики, социальной географии, этнографии, антропологии, культурологии, истории права и других.
Также, по словам Госсекретаря, еще один качественный скачок в мировой исторической науке был сделан уже во второй половине ХХ века.
Это коренное изменение роли ученого в изучении исторического процесса. Проникновение методов феноменологии и герменевтики в историческую науку существенно изменило сам тип исторического исследования. “Теперь историк - не просто “регистратор” событий, который фиксирует и описывает факты. Теперь историк становится “понимающим” - ученым, который должен проникнуть во внутренние смыслы изучаемого времени, ученым, который должен не просто изучать факты, а достигать “понимания” ценностей, правил, морали конкретного общества”.
При таком подходе, по мнению господина Тажина, каждая национальная история предстает не как абстрактная хронологическая летопись формаций и цивилизаций, а как живая история народа со всей его сложностью и уникальностью.
Поэтому задача историка состоит не в том, чтобы втиснуть национальную историю в жесткие рамки неких универсальных закономерностей, а в том, чтобы понять, как развивается живой, уникальный организм национальной истории.
Резюмируя, можно сказать, что история, по-прежнему в силу человеческой природы, остается одной из самых субъективных наук. Есть даже такая горькая шутка, что история нас учит тому, что... она ничему нас не учит. И все же историческая наука должна системно заниматься поисками объективной истины, а не служить самолюбованию нации. Казахи как этнос всегда стремились к независимости. И пришло время научного осмысления этого долгого, тернистого, порой трагического пути в контексте всемирной истории.

Как известно, лидер нации предложил разработать специальную программу исторических исследований под названием “Народ в потоке истории”.
Цели этой программы:
- создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики;
- расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации;
- осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение