ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Цена барреля Исследования

Юлиана Жихорь
В Астане продолжаются переговоры правительства с иностранными инвесторами по тексту меморандума о реализации проекта будущего расширения на месторождении Тенгиз. Продвигаются они крайне сложно для Казахстана. В случае проигрыша нашей стране “светит” потерять на проекте миллиарды долларов. И фактически довольствоваться лишь налоговыми поступлениями в бюджет и незначительными вливаниями в экономику в виде казахстанского содержания

Идея правительства, как уже писало “НП”, состоит в максимализации казахстанского содержания в проекте будущего расширения ТШО (ПБР ТШО). Однако пока удалось договориться лишь о 24 процентах доли участия Казахстана в проекте. Остальные 76 процентов фактически пройдут мимо казахстанской экономики. А это огромные суммы.
По некоторым подсчетам, стоимость ПБР может значительно превысить 23 миллиарда долларов. Некоторые эксперты уже сейчас говорят о том, что нестабильность пары евро - доллар и продолжающийся мировой экономический кризис могут довести объем инвестиций проекта до 30 миллиардов. Получается, что при базовом сценарии Казахстан сможет получить не более 5 миллиардов долларов на казсодержание при максимальной себестоимости проекта около 7 миллиардов. (В прошлом году объем казсодержания составил 1,9 миллиарда долларов.)
Весной этого года “КазМунайГаз” заявлял, что Казахстан планирует увеличить процент локализации по проекту будущего расширения ТШО. И называл цифры - с 32 предлагаемых ТШО процентов до 44. Однако тут возникла загвоздка.
Дело в том, что, пойдя на уступки по увеличению казсодержания на 10 процентов, иностранные инвесторы ТШО в обмен потребовали базовый принцип ПБР - оборудование на заводы проекта будут ввозить большими модулями по 1800 и 500 тонн. (В прошлом эти модули ввозились в Казахстан в разборном состоянии и собирались уже на месте.) Следовательно, значительно уменьшается потребность в казахстанской рабочей силе. (Изначально предполагалось создание 20 тысяч новых рабочих мест в сфере строительства и изготовления модулей.)
Можно, конечно, сделать ставку на увеличение объемов поставок казахстанских товаров на предприятия. Однако на сегодняшний день эти объемы ничтожно малы. Так, из 1,9 миллиарда долларов, затраченных ТШО на казахстанское содержание в прошлом году, расходы на товары казахстанских производителей составили всего 24 миллиона долларов. При этом расходы на товары иностранного производства превысили полмиллиарда долларов. (Правда, услуги иностранных поставщиков были значительно меньше казахстанских - 665 миллионов против 1,7 миллиарда долларов.)
Исправить ситуацию с объемами заказов можно. Если буквально обязать ТШО закупать не за рубежом, а в Казахстане. И ТШО вроде как и не против увеличить объемы закупок. Но...
Помнится, когда Япония вступила в ВТО, перед правительством страны встала важная задача - защитить собственных производителей риса. Тогда “техспецификация” на импорт риса была составлена весьма “по-восточному”: в Японию можно ввозить рис сорта “японский”, выращенный только в Японии.
Вот и ТШО соглашается на закуп продукции у казахстанских предприятий по аналогичному принципу. Несмотря на то, что нормативная документация (техническая спецификация, паспорта продукции, руководство по качеству, описание оборудования и т.п.) разрабатывалась ТШО почти три года, казахстанским предприятиям, которые готовы сотрудничать по поставке для ПБР своих товаров, предоставили лишь перечень требуемого оборудования. И в нем не содержатся сведения о предстоящих объемах предполагаемых закупок, отсутствует конструкторская или какая-либо другая техническая документация.
По сути, это ответ инвесторов из ТШО на решение правительства создать Национальную сервисную компанию, которая выступит генподрядчиком выполнения ПБР со стороны Казахстана. Формально ведь ТШО не против работать с казахстанским содержанием, на практике вытесняет казахстанские компании из уже составленого списка закупщиков. И это при том, что практически все предприятия страны, которые работают в сфере производства нефтегазового оборудования, заявляют о своей готовности обеспечивать потребности ПБР ТШО. Добавляя, что им для начала нужны спецтребования компании либо для организации новых производств на собственной базе, либо модернизации действующих. Причем совместно с ведущими мировыми производителями.
Единственной возможностью Казахстана повлиять на географию закупок товаров для ТШО является выведение создаваемой Национальной сервисной компании на уровень генподрядчика выполнения всего ПБР с правом самостоятельного (разумеется, с учетом пожеланий инвесторов) выбора не только казахстанских, но и иностранных поставщиков и, что самое важное, самостоятельного распределения долей поставок товаров и услуг на проект среди отечественных и иностранных компаний.
Пока переговоры продолжаются. Однако уже в начале сентября планируется подписать меморандум.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение