Ботагоз Омар
Чистая прибыль АО “КазТрансОйл” (КТО), акции которого первыми были предложены в ходе народного IPО, по итогам прошлого года, возросла почти на треть - на 29 процентов. И, по мнению главы компании Каиргельды Кабылдина, это еще не предел. Повышение тарифа на транспортировку нефти с 1 декабря прошлого года позволяет утверждать, что этот год будет еще более прибыльным.
Кстати, казахстанцы, вложившие свои средства в акции компании КТО, первую прибыль получат совсем скоро. Цифру по выплатам дивидендов озвучат по итогам общего собрания совета директоров компании уже в мае
Вложение в акции КТО, как уже неоднократно говорили эксперты, сопряжено с рисками, но и сулит немало плюсов. Среди них устойчивость компании, на балансе которой имеются солидные свободные суммы денежных средств и финансовых активов, ставший уже традиционным высокий коэффициент выплаты дивидендов. Так, например, по итогам 2009 года компания выплатила своему единственному акционеру в лице АО “НК “КазМунайГаз” в виде дивидендов 7,34 миллиарда тенге, по итогам 2010 года - 19,331 миллиарда, а в 2011 году - 60,002 миллиарда тенге.
Кроме того, хорошие перспективы сулит развитие нефтегазового месторождения Кашаган, которое может дать 50-процентное увеличение объемов прокачки нефти к 2017 году. Рост объемов реализации услуг АО “КазТрансОйл” сулит, соответственно, и стабильный приток прибыли.
Однако не стоит сбрасывать со счетов вопрос низкой оборачиваемости основных средств и активов компании. Ее рентабельность исчисляется на уровне 5-6 процентов, что ниже текущего уровня инфляции.
Обращает на себя внимание и тема изношенности транспортной инфраструктуры, требующей огромных вливаний. И так как КТО является монополистом, то жесткое тарифное регулирование со стороны антимонопольных органов не позволяет за счет установления более высокой цены за предоставляемые услуги проводить модернизацию технического фонда.
Тем не менее, грамотно используя инструмент “народных” вливаний и социального эффекта от правительственной акции народного IPO, компании удалось отстоять в Агентстве РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) необходимость повышения тарифов на услуги компании с 1 декабря 2012 года. До этого на внутреннем рынке тариф компании не менялся с 2000 года.
Стоимость услуг крупнейшей нефтетранспортной компании страны с конца прошлого года возросла с 1303 до 1955 тенге за тысячу кубометров. И если прежде (до 1 декабря) доля транспортировки в конечной цене нефтепродуктов составляла один процент, то с повышением тарифа она возросла на 1,75 процента. Что касается экспортного тарифа, то он увеличился с 3303 тенге за тысячу кубометров (этот тариф действовал с 2008 года) до 4733 тенге. Здесь доля тарифа в цене нефти возросла с 4 до 5-7 процентов.
Этот шаг позволяет сегодня с уверенностью говорить о том, что прибыль КТО с этого года значительно увеличится.
Буквально вчера руководитель компании Каиргельды Кабылдин рассказал в ходе пресс-брифинга об итогах деятельности КТО в прошлом году. Консолидированный объем транспортировки нефти составил за весь 2012 год 65,795 миллиона тонн, а консолидированные доходы - 143,61 миллиарда тенге. Консолидированная прибыль компании по итогам деятельности за 2012 год составила 33,501 миллиарда тенге, что на 30 процентов выше плана и на 29,1 выше результата 2011 года.
“Мы продемонстрировали акционерам и всему инвестиционному сообществу высокую производительность, привлекательность в вложение наших акций”, - не без гордости отметил Кабылдин.
“Что касается распределения прибыли и определения размеров дивидендов - то это прерогатива совета директоров, который будет готовить соответствующие рекомендации, и в мае на общем собрании акционеров будет утверждено соответствующее распределение. Как мы и объявляли в ходе роуд-шоу программы, дивиденды будут выплачены в размере не менее 40 процентов от чистого дохода компании”, - заключил глава КТО.
Астана |