|
Ярослава Науменко
Общий оборот сферы электронных развлечений в мире составляет 35 миллиардов долларов, в одной только Америке в компьютерные игры играет 60 процентов населения. В Казахстане киберспорт только начинает развиваться, однако у нас уже есть свои чемпионы и свои герои. Профессиональные компьютерные баталии - это особый мир. Киберспорт требует умственных усилий, великолепной реакции и, естественно, упорных тренировок...
- Киберспорт - спорт, объединяющий в себе игры, которые направлены на интеллектуальное образование человека, - формулирует философию течения Дмитрий Богомолов, двукратный чемпион Казахстана 2006 и 2007 годов и основатель Ассоциации киберспорта Казахстана. - Существует несколько игр, которые во всем мире признаны интеллектуально-развивающими. Так, стратегия StarCraft (“Стар Крафт”) считается своеобразным аналогом шахмат. Здесь тоже сотни миллионы ходов, и, управляя своей армией, каждый шаг нужно продумывать. В общем, не так все просто.
К соревнованиям готовятся серьезно. Чтобы получить достойный результат, нужно тренироваться в среднем 5 часов в день. “Место встречи” с противниками - в Интернете на он-лайн-турнирах или в городских компьютерных клубах. Так что в социальном плане киберспорт - замечательный способ занять молодых людей, отвлечь от негативного влияния улицы и даже дать понятия о жизненных принципах.
В Корее из киберспорта и вовсе сделали весьма прибыльную индустрию. На финал по “Стар Крафту” собирается по пятьдесят тысяч зрителей, целый стадион, а сам ход состязаний транслируют на огромных экранах.
- Там создано пять официальных телеканалов, которые круглосуточно транслируют киберспорт, - рассказывает Дмитрий. - Издается множество журналов и газет, работают тысячи сайтов. Шоу-бизнес, одним словом. Вложения в него, как и отдача, космические. Корейцы всему миру показали, что из компьютерных игр можно сделать прибыльную индустрию и высокооплачиваемую сферу (популярный игрок при переходе из одной команды в другую получает по 200-800 тысяч долларов, возраст спортсменов от 16 до 30 лет...) даже без нанотехнологий или нефти.
В 2006 году, после того, как занял первое место в казахстанском отборочном турнире WCG (World Cyber Games), Дмитрий отправился на финал в Милан. Тогда он вошел в 16 сильнейших игроков этого самого известного международного соревнования киберспортсменов, уступив чемпиону Кореи, который в итоге и стал чемпионом мира. После победы в 2007 году в казахстанском первенстве Дмитрий опять направился штурмовать высоты мирового киберспорта, на этот раз в американский Сиэтл. Но судьба опять свела чемпиона Казахстана и Кореи лицом к лицу, в тяжелейшей игре победил представитель Кореи, опять-таки продемонстрировав всему миру тесные отношения Кореи и киберспорта, а далее завоевал золотую медаль в мировом первенстве.
- Чемпионат мира по компьютерным играм - целое событие. Как и любой спорт, это политика, имидж страны. Собираются тысячи игроков, лучшие из лучших со всех стран, организаторы приглашают все мировые СМИ, приезжают политики, бизнесмены.
В “Стар Крафте” Корея - самая сильная, корейских спортсменов очень сложно победить. У них это такая же национальная игра, как в Бразилии футбол.
Многие геймеры до сих пор вспоминают о том “эпохальном” для отечественного киберспорта 2005-м, когда казахстанские геймеры завоевали серебро на чемпионате мира в командной игре “Контр Страйк”. Сейчас, увы, мы сдаем позиции, уверен Дмитрий, потому что нет ни финансирования, ни информационной поддержки в СМИ. Всего лишь несколько лет назад в южной столице существовало большое и довольно активное сообщество увлеченных киберспортом ребят. До тех пор, пока не были подняты налоги для компьютерных клубов. Большинство просто закрылось.
- И с закрытием игровых клубов постепенно исчезли “школы” киберспорта. Под “школами” я подразумеваю малогабаритные клубы во всех частях города, куда ребята приходили тренироваться. Потом они узнавали, что есть чемпионаты, в которых можно принять участие. Готовились, пробовали себя. Киберспорт дает подросткам не просто возможность играть в игры, он учит общению, командному духу и духу соперничества.
Сам я сейчас уже не так активно играю. Занимаюсь продвижением своей Ассоциации киберспорта, организовываю турниры для фирм и молодежи. Можно сказать, ветеран. Но киберспорт, точнее, игра “Стар Крафт”, многое мне дал. Это невероятная школа, которая готовит молодого человека к взрослой жизни. Поиграв в эту стратегию, ты учишься коммуникации, растешь психологически. Плюс выступления на соревнованиях и поездки за рубеж... Теперь, увы, с этим сложно. Не каждый киберспортсмен осилит по деньгам перелет за границу, проживание. Самый крупный чемпионат в Казахстане проводила одна частная компания, правда, сейчас финансирование по неизвестным обстоятельствам прекращено. Так же самую важную роль в становлении и развитии отечественного киберспорта сыграл один известный казахстанский бизнесмен, проводя крупные турниры для молодежи. Он отправлял игроков за рубеж и болел всей душой за наших киберспортсменов. Если бы не он, то наши геймеры не достигли таких побед на мировой арене.
Чего не хватает нашему киберспорту, так это официальной государственной поддержки. Если в новом, спланированном на три года бюджете, денег на развитие спорта не заложат, все окончательно зачахнет...
- Сегодня киберспорт признан олимпийским видом спорта на Олимпиаде в Пекине-2008, у наших спортсменов есть шанс завоевать золотые медали, - уверен Дмитрий. - И все же, невзирая на трудности, наши игроки имеют большой успех и огромную популярность во всем мире. Благодаря нашим киберспортсменам люди больше узнают о Казахстане. И вопросы в духе - а у вас там на верблюдах ездят? - задают лишь шутя, поскольку знают о нашей республике уже немало. |