ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



История каспийского успеха Исследования

Арман Кусаинов
Двадцатилетие начала работ на Каспийском шельфе торжественно отметили казахстанские нефтяники. Как известно, именно 13 февраля 1993 года было подписано постановление правительства Республики Казахстан “О становлении и развитии добычи углеводородного сырья в казахстанской части Каспийского моря”. Один из пунктов этого важного для отечественной истории документа предусматривал создание специализированной государственной компании “Казахстанкаспийшельф” (ККШ), позже ставшей основой международного консорциума, открывшего гигантское нефтегазовое месторождение Кашаган в казахстанском секторе Каспийского моря

Значение этого мудрого решения о начале морских нефтяных работ, принятого 20 лет назад главой нашего государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, трудно переоценить. Имея более чем столетнюю историю нефтедобычи, Казахстан на пороге XXI века столкнулся с истощением большинства действующих месторождений. В то же время только нефтегазовая отрасль могла стать тем локомотивом, что способен был вытянуть экономику молодого государства из постсоветской разрухи. Тогда было принято решение - идти за “большой нефтью” на шельф. Время подтвердило правильность этого решения.
И вот в феврале 2013 года, спустя 20 лет, в Алматы вновь собрались в одном зале люди, стоявшие у истоков казахстанской отрасли морской нефтеразведки и нефтедобычи: Балтабек Куандыков, Олег Турков, Александр Денякин, Олег Старухин и многие-многие другие, внесшие свой вклад в общую победу.
Выступивший на встрече первый президент госкомпании, возглавлявший затем нацкомпанию “КазахОйл”, а ныне руководитель частной нефтяной фирмы “Меридиан Петролеум” Балтабек Куандыков сказал: “Начало освоения Каспийского шельфа - важная веха в истории Казахстана. Вот почему мы отмечали и 10-летний юбилей, и 15-летний. И вот новая знаменательная дата - двадцатилетие. С ней весь коллектив, причастный к большой работе на шельфе, поздравили все партнеры по консорциуму “ОКИОК”. Все они помнят нашу совместную плодотворную работу на благо Казахстана, всех казахстанцев”.
Первый вице-президент ККШ, а ныне заместитель управляющего директора компании “Норт Каспиан Оперейтинг Компани” Жакып Марабаев не смог приехать, но прислал приветственный адрес работникам и ветеранам, принимавшим участие в открытии Кашагана. “Открытие нефти на Кашагане и последующую разработку этого уникального месторождения можно без преувеличения назвать знаковым примером высокой эффективности международного сотрудничества в истории мировой энергетики, - говорится в приветственном адресе. - У вас за плечами завидное прошлое, вобравшее в себя проведение беспрецедентных геофизических и разведочных работ в казахстанском секторе Каспия. В результате сейсмических исследований открыты десятки перспективных нефтегазоносных структур, разработка которых стала локомотивом эффективного роста экономики Казахстана”. Очень личными, идущими от сердца, были и такие слова Ж.Марабаева, адресованные коллегам: “Для меня эта компания - родная, она занимает особое место в моем сердце. Как один из людей, стоявших у истоков ее становления, я искренне горжусь своей сопричастностью к истории компании, с особым вниманием и душевным трепетом воспринимаю все ее радости и успехи, делаю все возможное для того, чтобы наше сотрудничество в рамках Северо-Каспийского проекта расширялось и укреплялось”.
Балтабек Муханович Куандыков вспоминал на встрече о том, как в Казахстане начинали писать историю морской нефтедобычи, как создавали первый консорциум, который должен был провести сейсморазведку на отечественном шельфе. “Из всех активов тогда у нас были только три кабинета, печать, президент и вице-президент, - шутит Балтабек Куандыков. - Однако поручение главы государства о поиске и разведке новых месторождений углеводородов на Каспийском шельфе, в которых остро нуждалась молодая республика, надо было выполнять. А потому мы активно включились в переговорный процесс с грандами мирового нефтебизнеса”.
Всего о своем намерении принять участие в каспийской программе заявило около 50 иностранных компаний, из которых предстояло выбрать около 5-6, имеющих опыт работы в таких уникальных закрытых водоемах, как Каспий, и согласившихся с финансовыми условиями Казахстана. Интерес был ошеломляющим, представители мировых нефтяных компаний выстроились в очередь, чтобы озвучить свои предложения. Одним из первых его сформулировала “Бритиш Петролеум”. Компания хотела единолично зайти на Каспий, взамен предлагая Казахстану блоки на Северном море или любые другие месторождения. Компания “Тоталь” была готова полностью оплатить разведку из собственных средств.
Но позиция Казахстана была такова - нельзя отдавать проект одному инвестору, каким бы достойным он ни был. Нужно создавать международный консорциум, причем с разными участниками - европейскими, американскими, чтобы каждый привнес что-то свое из собственного опыта, технологий, стиля ведения бизнеса. График переговоров, начавшихся в Лондоне, был очень напряженным - по две компании в день, заканчивали далеко заполночь. Критерии отбора были прозрачными: наличие большого опыта работы на море и согласие с финансовыми условиями проекта, в первую очередь, с невозвратным подписным бонусом, который составлял десятки миллионов долларов. Эти деньги должны были пойти на финансирование начала работ по сейсморазведке на Каспии. Такие компании, как “Амоко”, “Эксон”, сочли бонус завышенным и сошли с дистанции, кого-то забраковали в ходе переговоров, посчитав, что опыта работы и технологических ресурсов недостаточно. В итоге конфигурацию будущего консорциума составили альянс “Статойл” (Норвегия), “Бритиш Петролеум” (Великобритания), “Шелл” (Голландия), “Мобил” (США), “Аджип” (Италия), “Бритиш Газ” (Англия), “Тоталь” (Франция). Седьмым полноправным участником проекта стала госкомпания “Казахстанкаспийшельф”. Соглашение о создании международного консорциума для проведения геологоразведочных работ на казахстанском шельфе Каспия было подписано 3 декабря 1993 года. В задачах консорциума стояло завершение до 1997 года программы исследовательских работ, обучение местного персонала западным подходам управления, а также подготовка специалистов, которые могли бы работать на море.
alt
Причем очень важным условием было то, что оператором в проекте должна быть казахстанская сторона. То есть на ключевых позициях должны находиться казахстанцы. “Западные партнеры упрекали: “Ведь у вас нет опыта работы на море”, - вспоминает Балтабек Куандыков. Но в ответ получали пример: к человеку, который хочет научиться водить автомобиль, приставляют инструктора. Поэтому к казахстанским специалистам в поддержку должны быть приставлены опытные профессионалы из западных компаний. Так и вышло, и наконец была создана компания, которая смогла послужить основой для всей морской нефтедобычи Казахстана.
Выполненная международным консорциумом в период с 1994 по 1997 год программа геофизических исследований шельфа стала одной из самых больших в мире по объему сейсморазведки 2D (протяженностью 26 180 погонных километров и площадью 100 тысяч квадратных километров) и в то же время самой короткой по продолжительности выполнения работ. По всей акватории казахстанского сектора Каспия были выявлены объекты, представляющие огромный интерес. Правительство утвердило и подготовило карту блоков для изучения и освоения морских месторождений нефти и газа. И как итог - в Казахстане развиваются крупнейшие проекты на Каспии.
18 ноября 1997 года члены консорциума подписали с правительством Казахстана Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию. А в сентябре 1998 года для проведения разведочных работ и добычи углеводородов на перспективной структуре Кашаган была создана международная шельфовая операционная компания Offshore Kazakhstan International Operating Company (OKIOC), в которую вошли все участники каспийского консорциума. ККШ было преобразовано в открытое акционерное общество, занявшееся геолого-геофизическими исследованиями в структуре нацкомпании “КазахОйл”. Уже 4 июля 2000 года президент Нурсултан Назарбаев и руководители OKIOC официально объявили об обнаружении углеводородного сырья в первой разведочной скважине, пробуренной на Кашагане. Ее суточный дебит составил 600 кубометров нефти и 200 тысяч кубометров газа. Так было открыто самое крупное в мире месторождение нефти и газа после “Прудо Бэй”, обнаруженного на Аляске в 1960-х годах. Сегодня извлекаемые запасы нефти Кашагана оцениваются в 11 миллиардов баррелей, а общие геологические запасы сырья этой нефтеносной структуры - в 35 миллиардов баррелей.
Сегодня компания “Норт Каспиан Оперейтинг Компани” готовится к началу промышленной добычи нефти на месторождении Кашаган, которая намечена на 2013 год. Полноправным участником международного консорциума вновь стал Казахстан - его национальная нефтегазовая компания “КазМунайГаз” владеет 16,81 процента доли участия. А значит, история морской нефтегазовой отрасли страны пишется у нас на глазах!

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение