|
Есть две очень разные медийные России - столичная и провинциальная, считает Мария Владимирова, шеф-редактор журнала “Журналист”. Своим мнением о том, как медиасообщество будет развиваться, она поделилась накануне Форума европейских и азиатских медиа в Минске
В профессиональном журнале “Журналист”, который рассказывает о федеральных и региональных СМИ России, о проблемах, с которыми сталкиваются журналисты, появился раздел “Новые медиа”. В нем - материалы для самообразования в этой области. Но оказывается, что одних знаний недостаточно - есть и другие проблемы.
Америку не открою, если скажу, что столичные журналисты, работающие в крупных издательских домах, технически хорошо оснащенных, и их региональные коллеги - это люди с разных планет. И те и другие общаются на одном языке, хорошо понимая друг друга, но, похоже, никогда не будут работать по единым техническим стандартам. Коллеги из регионов приезжают на столичные мероприятия (например, на Ежегодный профессиональный форум российских издателей) для того, чтобы получить знания, применить которые в полной мере им не удастся. Виной всему отсутствие “средств на развитие”, а попросту - бедность редакций. Для того, чтобы запустить мобильную или планшетную версию СМИ, нужно вложить в это не одну тысячу долларов. Даже если региональный холдинг и найдет деньги, то возникает вопрос: кто будет читать данное приложение? Многие ли подпишутся на него, если думы людей, живущих за пределами МКАД, вовсе не о том, как бы купить себе iPad к Новому году, а о том, что в грядущем году опять вырастут тарифы на ЖКХ, цены на бензин - а значит, продукты и жизнь в целом станут еще дороже. Где заработать денег и как выжить? Вот вопросы, волнующие большую часть населения России, в том числе и журналистскую.
Я оптимист, и считаю, что две медийные России - столичная и провинциальная - будут развиваться. Каждая по-своему. Поэтому вопрос, который тревожит медиасообщество, - умрут ли печатные СМИ - считаю не совсем уместным. Точнее, неверно сформулированным. Для столицы прогноз будет одним, а для провинции - совсем другим. Столица ориентируется во всем на Запад, а регионы - на столицу, и сдаваться они не намерены. Постепенно продвигают свои СМИ в социальных сетях, по мере сил внедряют в редакциях элементы конвергентной журналистики. Их сила - в отсутствии страха перед новым и в большом желании работать. По столичным меркам, практически бесплатно.
Но у столичных и региональных СМИ есть и общая проблема. Новые медиа связаны с таким явлением, как гражданская журналистика, которая в последнее время набирает силу. Блогеры так же, как и традиционные медиа, информируют, развлекают, просвещают и вдобавок зарабатывают на своих блогах, размещая в них рекламу. Но такие “народные журналисты” способствуют размыванию профессиональной журналистики, снижению уровня грамотности в сети. В “Твиттере”, “Фейсбуке” или собственном блоге они пишут так, как думают, особенно не редактируя свой текст. Многие не обращают внимания на пунктуацию, пишут с ошибками, используют ненормативную лексику без всякого стеснения. А поскольку на некоторых блогеров подписаны тысячи людей, то они имеют аудиторию, сравнимую с небольшими СМИ.
Журналисты и в столице, и в регионах России вынуждены считаться с гражданской журналистикой. |