|
Светлана Фельде
Некоторые события последних дней сподвигли меня на написание этого текста. Тема - до боли родная. О нас, о журналистах.
Вспомним немного об истории и обратимся к общим информационным данным. В марте 1806 года германский император Франц издал указ о цензуре содержания литературных произведений. В частности, запрещались любовные романы, так называемые романы о гениях и романы о привидениях, рыцарях и разбойниках. К слову - эх, нет такой цензуры на иных авторов, ныне публикующих свои творения в сети как раз на эту тему - разбойники, привидения и прочая ересь.
В Германии предварительная цензура была уничтожена в 1815 году, но союзное постановление, состоявшееся 20 сентября 1819 года на основании решения Карлсбадской конференции, восстановило предварительную цензуру во всех государствах Германского союза для всех периодических изданий и для книг размером менее 20 печатных листов. Союзный сейм очень строго следил за соблюдением этого постановления в отдельных государствах.
Революция 1848 года уничтожила цензуру в большинстве германских государств. Позже в отдельных государствах не раз делались попытки ее восстановления, но длительного успеха они не имели, и ограничения свободы печати сводились к более или менее суровой судебной репрессии.
После создания единой Германской империи Конституция подчинила печать общеимперскому законодательству. 7 мая 1874 года издали закон о печати, которым были отменены местные постановления на всем протяжении Германской империи, кроме Эльзас-Лотарингии, где временно сохранили старинные французские постановления. Требование предварительного разрешения было отменено, оставили только правило, что на заглавном листе книги должны быть означены имя и адрес типографа и имя издателя, а для периодического издания - сверх того имя ответственного редактора (в Эльзасе требовалось предварительное разрешение на право открытия типографии).
В начале XX века в Германской империи цензурой фильмов занималась полиция. Владельцы кинотеатров сначала показывали фильм полицейским властям, которые давали разрешение на показ. Видимо, тогдашние полицейские были подкованы в киноновинках не хуже критиков.
После революции 1918 года цензура была запрещена Конституцией Веймарской республики. Появление волны эротических фильмов вызвало недовольство части публики и привело к принятию в 1920 году закона о кино, по которому все фильмы должны были проверяться специальным цензурным органом, который мог запретить показ фильма или разрешить - но только в сокращенном виде. Согласно закону, фильм мог быть запрещен по следующим причинам: опасность законности и порядку, оскорбление религиозных чувств, аморальность, ущерб для репутации Германии или ее международным отношениям.
С приходом к власти нацистов органы киноцензуры были подчинены Геббельсовскому Министерству народного просвещения и пропаганды, а их полномочия расширены новым законом 1934 года. Цензура резко ужесточилась. Так, многие советские фильмы, которые показывались в конце 1920-х годов в Германии в сокращенных версиях только для взрослой аудитории или вообще без ограничений, были полностью запрещены в 1933 году. Тем не менее в ФРГ помимо общепринятой практики ограничения просмотра фильмов по возрасту отмечаются случаи цензуры фильмов, содержащих сцены насилия. Например, фильм “Безумный Макс-2: Воин дороги” на немецкой странице продавца представлен только в сокращенном варианте - длиной 87 минут, никаких других немецких вариантов этого фильма нет, купить полную версию невозможно. В то же время на английской странице того же продавца длина фильма 95 минут, то есть фильм сокращен на 8 процентов. Увы, подобные меры предосторожности не спасают немецкое общество от таких проявлений насилия и бесчеловечности, что слов не находится. Например, буквально на днях житель Гамбурга, ожидавший электричку и попивавший пивко, вышел из себя, поскольку спешивший куда-то молодой парень задел его и из пивной бутылки вылилось пару глотков. Обиженный донельзя, любитель пива столкнул молодого человека под колеса поезда.
На сегодняшний день цензура в Германии запрещена Конституцией. Другими словами - никто не имеет права указывать средствам массовой информации, что они могут или должны писать, говорить, показывать.
Любое нарушение свободы печати вызывает бурю возмущения в обществе в целом и, конечно, среди журналистов. Недавно эту самую бурю испытали на себе баварские политики. Причиной скандала стал звонок пресс-секретаря баварского Христианско-социального союза господина Штреппа в редакцию новостей телеканала ZDF. Штрепп хотел предотвратить появление в эфире сюжета о съезде баварских социал-демократов. При этом он якобы грозил телевизионщикам последствиями - записи этого разговора нет. Скорее всего, звонок действительно был. И вынудил господина пресс-секретаря на это руководитель партии и премьер-министр Баварии господин Зеекофер. Если так, то понятно, о каких последствиях могла идти речь - премьер-министр входит в наблюдательный совет, который контролирует кадровую и редакционную политику телеканала. Пока же последствия по полной программе имеет один лишь Штрепп - он сразу же ушел в отставку, как только вспыхнул скандал. |