ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Полетит ли “Ангара” к Луне? Исследования

Константин Богданов, обозреватель “РИА Новости”
Роскосмос форсирует испытания нового носителя “Ангара” и заказывает проектирование тяжелой ракеты для полетов к Луне.
Однако создание новой ракеты может затянуться из-за обострения конкуренции между разработчиками. Достижение успеха потребует весьма тщательного увязывания частных корпоративных интересов с федеральной стратегией развития космонавтики

Испытания
“Ангары” в Корее
Центр имени Хруничева отправил в Корею первую ступень ракеты KSLV-1, третий испытательный пуск которой должен состояться до конца 2012 года. Первые два пуска в 2009-м и 2010 годах завершились неудачами.
Носитель корейский - так причем тут Россия и Центр Хруничева? Ракета KSLV-1, она же Naro-1, действительно корейская, но ее первая ступень представляет собой УРМ-1 (“универсальный ракетный модуль”) с двигателем РД-151. Это один из тех “кубиков”, которые должны пойти на постройку модульной ракеты-носителя нового типа “Ангара” (в российской версии на них должен стоять более мощный двигатель РД-191).
К слову сказать, обе прошлые неудачи KSLV-1 с работой российской первой ступени никак не были связаны. Первый старт привел к выводу спутника на нерасчетную орбиту из-за сбойного отделения головного обтекателя. При втором старте потерпела аварию вторая ступень.
Так что испытания нового корейского носителя можно засчитывать и в программу испытаний нового российского носителя. А вот переход к полномасштабным пусковым испытаниям “Ангары” затягивается.
Сообщество любителей космонавтики в России уже не первый год едко зубоскалит в адрес хруничевского проекта. Есть такое выражение - “фундаментальная константа “Ангары”: на какой бы стадии ни находился проект, до первого пуска, по уверениям менеджмента, всегда около двух лет.
Так было в конце 1990-х, так было все “нулевые”, и только сейчас ситуация начала сползать с мертвой точки: сначала до полутора лет, а теперь и вовсе обещают запустить ракету в 2013 году.
Носитель, повторим, модульный, и в линейке его семейства числится большое количество средств выведения на самую разную “весовую категорию”. И это дает нам переход к следующей интриге, непосредственно с “Ангарой” не связанной.

Нелегкий
носитель

2 августа 2012 года Роскосмос объявил конкурс на создание нового тяжелого носителя, который можно было бы применить для задач полета к Луне (в том числе пилотируемого).
У хруничевцев свои предложения по тяжелым носителям были. В рамках развития семейства “Ангары” предлагали эскизные проекты “Амур” и “Енисей”. Не исключено, что Центр имени Хруничева попытает счастья и в этой весовой категории, постаравшись занять максимальную долю на рынке. Это пока гипотетическое предположение, хотя логика в том, чтобы частично унифицировать линейку средств выведения в рамках единого технологического цикла, присутствует.
А вот ракетно-космическая корпорация (РКК) “Энергия” уже сделала почти реальную заявку. “РКК предлагает в кооперации с Украиной и Казахстаном сделать ракету-носитель “Содружество”, в которой используют технологии программы “Энергия-Буран”, - сообщил журналистам президент “Энергии” Виталий Лопота. Он добавил, что такая ракета должна выводить около 60-70 тонн.
Причина, по которой “Энергия” замахнулась на гипотетический тяжелый носитель, с высокой вероятностью связана с решениями, принятыми в отрасли в последний год. Владимир Поповкин осенью 2011 года остановил проект ракеты-носителя “Русь-М”, разрабатывавшийся в самарском “ЦСКБ-Прогресс” в рамках кооперации по созданию ППТС (Перспективной пилотируемой транспортной системы). Это был проект, который продвигала РКК “Энергия” в качестве пилотируемого комплекса для нового космодрома “Восточный”.
Вместо этого Роскосмос сделал ставку на одну из версий хруничевской “Ангары” - в целях унификации инженерных решений и концентрации производства. Мало того, по результатам последних организационных мероприятий “ЦСКБ-Прогресс” фактически поглощается Центром Хруничева. В результате “Энергия” осталась ни с чем, в лучшем случае - в роли оператора по созданию пилотируемого корабля для будущей тяжелой “Ангары”.
Так что выход “Энергии” на лунный конкурс - это, в том числе, и явная попытка заполучить длительное финансирование под федеральный проект. Однако формат заявки вызывает массу вопросов.

Евразийская
заявка
Первый из этих вопросов - кооперация с Украиной и Казахстаном. Как планируют взращивать эту кооперацию, управлять в ней сроками, издержками и общим видением проекта - понять сложно. Российское авиастроение уже попадало в истории с такими “постсоветскими кооперациями” и, честно говоря, премного ими недовольно.
Следует признать, что днепропетровский “Южмаш” с нашей ракетостроительной отраслью работает плотно. Инженеры бывшего завода при КБ Михаила Янгеля регулярно проводят регламентные работы на межконтинентальных ракетах Р-36М2/МУТТХ, оставшихся еще на боевом дежурстве российских РВСН. А носитель “Зенит”, производимый украинцами, используют для вывода коммерческой нагрузки с Байконура и с “Морского старта” в Тихом океане.
Однако кооперация по принципиально новому носителю - это принципиально же другой переплет. В текущих условиях оценивать риски подобного партнерства придется крайне скрупулезно, и не факт, что конечный вывод (при внутренне честном подходе к делу) окажется положительным.
Но самый главный вопрос - это старт, с которого гипотетический носитель должен использоваться. В техническом задании на конкурс Роскосмоса и в звучавших ранее пожеланиях явно указывают, что ракету будут запускать с “Восточного”. Это и логично: новый космодром строят под “тяжелые” федеральные пуски, в том числе пилотируемые, - на замену казахстанскому “Байконуру”.
А тут “Энергия” предлагает вернуться назад, на “Байконур”, и фактически увязать запуски для дальнего космоса с казахстанским космодромом. Это, казалось бы, вливает новую жизнь в пока скверно себя чувствующий проект “Байтерек” - идею создания нового пускового комплекса на “Байконуре” (и как раз на 250-й площадке - бывшем старте системы “Энергия-Буран”).
Изначально “Байтерек” должен был использовать как раз “Ангару”, но переориентация на “Восточный” фактически лишила смысла инвестиции в новый стартовый комплекс для коммерческой нагрузки в Казахстане. И теперь, похоже, на этом хотят сыграть в “Энергии”.
Но даже если отбросить всю сложность выстраивания евразийской кооперации по новой ракете, остается резонный вопрос: техническое задание для кого написано? Зачем было на замену “Байконуру” строить “Восточный” и ставить задачу запускать с него “тяжелые” средства выведения, если, в конечном итоге, опять предлагают остаться в Казахстане?

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение