|
Ольга Шишанова
С того времени, как казахстанские хирурги освоили технику трансплантации органов, в стране и в обществе остро встал вопрос о донорстве. Впрочем, он существовал всегда
Сегодня трансплантология в республике вышла на новый уровень. Чиновники, наконец, обратили внимание на необходимость развития этой науки, ввиду чего внесли поправки в несколько законодательных актов, которые признали за врачами право забора донорских органов в определенных ситуациях.
Однако нельзя сказать, что тут Казахстан оказался впереди планеты всей. Такой закон давно существует в некоторых странах СНГ и ЕС. Что, впрочем, не мешает развиваться черному рынку в отрасли на фоне всеобщей недостачи органов для трансплантации. Вопрос, как все в этом мире, упирается в финансы.
Директор правозащитной группы Organs Watch из Беркли, занимающейся вопросами незаконной торговли органами, Нэнси Шепер-Хьюз утверждает, что попытка оказавшихся в нищенском положении европейцев продавать органы перекликается с подобными тенденциями в период после развала Советского Союза, когда хроническая безработица породила целое поколение людей, готовых продавать свои органы.
“Когда поднимается тема о трансплантации органов, как правило, граждане воспринимают себя в качестве донора, но меньше думают о том, что в любом возрасте человек может оказаться и в качестве реципиента. Пока человек и его семья сами не столкнулись с этой ситуацией, они не могут оценить весь масштаб проблемы”, - считает заместитель директора по научно-клинической работе АО “Национальный научный центр хирургии имени А. Сызганова Манас Рамазанов.
В Казахстане законно продать донорские органы невозможно, впрочем, как и во всем мире. Зато для самого донорства в стране создали прогрессивную правовую законодательную базу, которая позволяет производить трансплантацию органов как трупную, так и родственную. Но медики постоянно сталкиваются с глухой стеной общественного непонимания всей важности проблемы, ценности человеческой жизни, независимо от наличия или отсутствия родственных связей.
Оказывается, что для казахстанцев жизнь постороннего человека не так важна, как хотелось бы думать и верить. Причин тут несколько: неготовность к тому, чтобы отдать незнакомцу органы умершего родного или близкого, скудные представления о мире, Всевышнем и его отношении к донорству и к отсутствию органа внутри умершего тела.
Но вопрос не только об органах.
Сегодня в Казахстане только в трансплантации костного мозга нуждаются более 2000 человек. А в регистре доноров гемопоэтических стволовых клеток, созданном в 2011 году, числятся всего лишь 800 потенциальных доноров. Но шанс из этого числа найти совместимого донора очень низок: по статистике, потенциальными донорами могут быть родные брат или сестра, но и они имеют не больше 30 процентов совпадений. Возможность найти донора среди не родственных людей составляет 1:10 000. Поэтому минимальная потребность Национального регистра составляет около 16 000 образцов крови.
Вчера перед центральным входом в Центр материнства и детства “сердце” создали 150 человек, в руке каждого был красный шар: так стартовала республиканская акция “Подари надежду на жизнь”. Первыми донорами, готовыми пополнить национальный банк, стали 600 сотрудников шести клиник Национального медицинского холдинга. Доктора очень надеются, что казахстанцы присоединятся к акции. Тем более, что сегодня в Казахстане имеется и требуемое самое современное оборудование, и высокого уровня специалисты-трансплантологи.
Астана
Справка “НП”
Трансплантация гемопоэтических стволовых клеток - это самый современный и эффективный способ лечения многих гематологических, онкологических и наследственных заболеваний, в том числе острых и хронических лейкозов, лимфом, анемий, нейробластомы, тяжелого комбинированного иммунодефицита и других заболеваний. Ежегодно в мире умирают десятки тысяч пациентов, жизнь которых могла бы спасти только трансплантация костного мозга.
(Продолжение темы на 8-й стр.) |