|
Константин Маскаев
Для тех, кто пропустил индустриальную эпоху и считает, что электричество можно скачать из Интернета, открою один секрет. С открытием полупроводников последних поколений это почти так: электричество можно брать “ниоткуда”, фигурально выражаясь, из воздуха. Точнее, из его движения. А еще - из солнечного света. Но поговорим мы вот о чем: почему очевидные преимущества Казахстана не используют? Или вводят с большой неохотой...
Потребление электроэнергии пропорционально развитию промышленности. После того, как в известный период многие промышленные гиганты остановили, раскололи на ТООшки и по-тихому “слили”, потребности в электроэнергии стали значительно скромнее. И даже непомерно раздувшаяся сфера услуг: круглосуточные торговля, развлечения, сервис больших городов - не может употребить столько электричества, сколько “кушала” пара каких-нибудь машиностроительных предприятий. Кризис в строительстве, к слову, тоже высвободил определенное количество электроэнергии. Но о наступлении энергетического кризиса периодически говорят. И возлагают большие надежды на строящуюся в Алматинской области электростанцию. Видимо, с прицелом на предстоящую промышленную революцию под флагом ФИИР - форсированного индустриально-инновационного развития страны на период до 2020 года.
Так вот, конкретно в области производства электрической энергии Казахстан мог бы давно оказаться “впереди планеты всей”. А современные проекты в этой области могли бы сами стать частью внедрения и широкого использования инноваций. Но мы по-прежнему в первых строках заоблачных перспектив читаем о планах, связанных с переработкой углеводородов. И где-то среди заводов по производству дорожных битумов, пластмасс, мини-заводов по переработке нефтесодержащих отходов и нефти и прочих, бесспорно нужных экономике предприятий, наконец обнаруживаем упоминание о планах построить ветряную электростанцию! Вроде бы для этого созрели в Мангистауской области. Годом ранее была информация о намерении построить ветряную электростанцию в ЮКО. Только о завершении проекта и выводе его на промышленную мощность читать не доводилось. Думаю, потому, что все эти разговоры о “ветряках”, солнечных батареях и прочих альтернативных источниках энергии - левые. В смысле, произносятся для того, чтобы изречь что-то важное и красивое по содержанию. Затем высказывание забывается. Так сказать, про запас. Чтобы в следующий раз снова можно было помечтать.
Откуда эта своеобразная маниловщина в нашем сознании?
Все, чем сегодня пользуется Казахстан, либо досталось в наследство, либо не требует больших интеллектуальных или производственных усилий. Нефтегазовый потенциал обрели более века назад, и он стал интенсивно использоваться именно в последние 20 лет. Причем в первые годы эту область охотно раздавали иностранным компаниям. А те уже брались за разработку. И сегодня два известных месторождения, Тенгиз и Карачаганак, разрабатывают при минимальном отечественном содержании. В самом начале “нулевых” было открыто новое месторождение - Кашаган. Но добычу там до сих пор не ведут. Идут подготовительные работы, создают инфраструктуру, опять же иностранными компаниями. Трудно предположить, насколько бы это растянулось, если бы Казахстан поручил это своим доморощенным операторам. Куда интереснее, проще и выгоднее выступать посредником между государством и подрядчиком в лице иностранных компаний. Ведь созидание - не наша сильная черта. Зато мы умеем красиво рассказывать и мечтать! А еще мы научились браться за разработку ТЭО самых больших и смелых проектов. Точнее, мы всегда знаем, кому можно заказать эти экспертные изыскания, ведь и на самих ТЭО можно поднять неплохую “капусту”, даже если проект так и останется лишь на бумаге.
И вот совершенно непонятно, почему при всей нашей природной (назовем это так) склонности к лени, бескрайнюю и непригодную ни для жизни, ни для сельского хозяйства казахстанскую пустыню и полупустыню до сих пор не накрыли сетью ветряных электростанций и солнечных батарей? Ведь такой вид добычи электроэнергии очень дружественен нашему менталитету: единожды вложить деньги, доверить кому-то из иностранцев строительство и затем получать электроэнергию “из ничего”, использовать ее на собственные нужды и даже продавать на сторону! А главное - никакой “нефтяной пузырь” этому не угрожает - покуда светит солнце и дует ветер.
Мне пришлось довольно потрудиться, чтобы найти сведения об уровне инсоляции в Казахстане. Но из школьной программы физической географии помню, что смысловая пара “солнечный Казахстан” возникла не просто так.
Так вот, средняя годовая длительность солнечного света в Казахстане составляет 2200-3000 часов! А в отдельных пустынях и полупустынях, говорят советские еще учебники, число солнечных дней превышает 300 (около 3500 часов светлого времени суток). С позиций же энергопроизводства потенциальная мощность 1 квадратного метра казахстанской степи - 1300-1800 кВт в год. Если на этом квадратном метре, конечно, поставить кремниевую пластину.
Другое богатство засушливых казахстанских просторов - ветер. Но ветровая энергетика в Казахстане также не развита, несмотря на идеальные в этом отношении природные условия. Опять же еще на страницах популярного советского научно-технического журнала “Техника - молодежи” в 80-е годы подробно рассматривался энергетический потенциал Джунгарских ворот и Чиликского коридора, где всегда со средней скоростью 5-9 метров в секунду дует ветер. Пиковые порывы в самом узком месте ворот - до 70 метров в секунду. Джунгарские ворота, возможно, имеют лучший в мире ветровой климат для ветроэнергетики - 4400 часов полной нагрузки в год. Климат в Шелекском коридоре несколько скромнее, но все же очень хорош по сравнению с другими известными местами в мире - более 3100 часов полной нагрузки! Это при том, что в остальные часы (в году, как несложно посчитать, 8760 часов) в этих местах тоже ветер.
Наиболее свежие расчеты сделал датский исследователь Эрик Петерсен в рамках Проекта ПРООН/ГЭФ по поручению правительства Казахстана в 1999 году. В центре прохода Джунгарских ворот действовали четыре “ветряка” высотой 32 метра, в Шелекском коридоре - одна мачта высотой 30 метров. Суммарная годовая мощность только по одному киловаттному “ветряку” едва не достигла 5 ГВт!
Только в декабре 2011 года, но совсем в другом месте, в Жамбылской области, ввели в эксплуатацию первую в Казахстане ветроэлектростанцию - Кордайскую ВЭС (первая очередь) мощностью 1500 кВт.
Ветро- и солярные электростанции могли бы стать отличной альтернативой для получения энергии, причем без нанесения существенного вреда экологии. И дали бы не меньше бонусов тем же сельским жителям, чем дает пастбищное животноводство. Ведь и то и другое - из области возобновляемой энергии, на производство которой не нужно тратить мысли и силы - то есть то, к чему мы так привыкли. |