|
“Войны памяти” и “бои за прошлое” не прекращаются на постсоветском пространстве. Практически все государства пишут свои новые национальные истории, в которых нередко акцентируют факты, которые им выгодны, а невыгодные - замалчивают.
Победа над нацизмом в Европе, победа СССР в Великой Отечественной войне всегда великой силой сплачивали людей, но даже здесь порой возникает непонимание.
Как встречают в странах Балтии, на Украине и на Кавказе 67-ю годовщину Великой Победы, как относятся к еще оставшимся в живых ветеранам? “РИА Новости” предлагает серию материалов из стран СНГ, Балтии и Грузии
Гела Васадзе, главный редактор информагентства BLACK SEA PRESS - специально для “РИА Новости”
Грузия: День Победы - интерпретации и воспоминания
Когда деревья были большими, а мы, поколение тех, кому за сорок, делали первые шаги в жизни, красные дни календаря были органичной частью нашей жизни, жизни советских людей. Сегодня многие в Грузии любят вспоминать антисоветское прошлое своей семьи в Советском Союзе. Но давайте говорить честно, у подавляющего большинства тогда антисоветского было мало. Например, у меня в семье вся “антисоветчина” сосредоточивалась на утренних новостях радио “Голос Америки” или “Немецкой волны”, ну а в остальном - вполне нормальная советская семья, каких были миллионы.
И все-таки из всех красных дней календаря 9 Мая всегда было каким-то особым праздником. Это объяснялось просто - у подавляющего большинства детей моего поколения дедушки и бабушки прошли через ту страшную войну, а многие остались на полях сражений навсегда
Покушение
на историческую
память
Когда в 1965 году Леонид Брежнев решил восстановить День Победы над Германией в качестве официального праздника и сделал его выходным, сложно сказать, чего тут было больше - личных переживаний или официальной пропаганды. Впрочем, данный шаг оказался на редкость удачным. Человеческая память весьма избирательна, сейчас мало кто помнит, что военные парады на 9 Мая проводили исключительно в юбилейные годы, СССР и так ежегодно демонстрировал свою военную мощь каждое 7 ноября. Ну, а 9 Мая был днем возложения венков, встреч ветеранов, салютов и минуты молчания по телевизору.
Прошли годы, канул в историю СССР, потерпела крах коммунистическая идеология, на карте мира появились новые независимые государства. Сменилось поколение, большинство ветеранов ушли из этой жизни. И многие из них ушли с обидой, наблюдая за крушением тех идеалов, которым они служили. Для нового поколения жителей Грузии встал вопрос - чем была эта война для их родины? Хорошо помню, как многие возмутились, когда первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа вместе с другими коммунистическими праздниками отменил и 9 Мая. По-своему Звиад Константинович был прав, ибо он считал СССР империей, а Вторую мировую войну - очередной войной за передел мира. Однако, как и во многих других случаях, первый президент Грузии действовал как идеалист, но не как политик. Очень многие в стране восприняли этот шаг как покушение на историческую память. Поэтому решение следующих властей Грузии восстановить День Победы стало не просто логичным, но и политически выгодным.
Вопросы без ответов
Восстановление праздника - это только полдела, неплохо бы четко сформулировать саму идею праздника. А вот с этим в Грузии возникли сложности. Встречи ветеранов, возложение венков, показ фильмов “Отец солдата” и “Ребята улыбки” - все это вызывает ностальгические воспоминания о тех самых временах, когда “деревья были большими”, но за фасадом праздника в обществе не утихают дискуссии об отношении к нему. С одной стороны, определенную общественную индульгенцию праздник победы над нацизмом получил благодаря тому факту, что в борьбе против действительно человеконенавистнической идеологии наряду с тоталитарным Советским Союзом в составе антигитлеровской коалиции участвовали и западные демократии. В то же время тот факт, что в результате этой войны большая часть Европы оказалась в составе советского блока, что принесло немало бед восточноевропейским народам, тоже сложно игнорировать. Ну и, наконец, вся архитектура международных отношений, за некоторыми исключениями, до сих пор строится с оглядкой на итоги Второй мировой войны.
Остается открытым ряд вопросов, один из которых: является ли для современной Грузии Вторая мировая война отечественной? В сегодняшнем грузинском обществе нет однозначного ответа на этот вопрос, некоторые вполне логично считают, что данная война, несомненно, была отечественной, так как германская армия рвалась на Кавказ, в том числе и в Грузию, а жители Грузии, воевавшие на той войне, защищали прежде всего свой дом и свои семьи.
Другие полагают, что, так как Грузия не была независимым государством, считать войну отечественной никак нельзя, ну а павшие в той войне положили свои жизни на алтарь империи. Спокойному и взвешенному обсуждению этих вопросов в Грузии мешают откровенная политизация и идеологизация истории ХХ века.
Еще более болезненный вопрос, как относиться к тем людям, которые воевали на стороне Германии. После восстания 1924 года большая часть офицерского корпуса Грузии оказалась в эмиграции. В войне между Советским Союзом и Германией многие эмигранты, потерявшие семьи и ближайших друзей во время большевистского террора, увидели шанс восстановления независимости Грузии. Данный вопрос сегодня попросту игнорируют власти, но рано или поздно на него придется ответить, причем, не думаю, чтобы ответы были однозначными.
И в заключение несколько слов об отличии восприятия даты 9 Мая в грузинском и российском обществе. В сегодняшней России это день военной победы и боевой славы, по крайней мере, именно военная составляющая является основной. В Грузии это день памяти павших и почета немногих оставшихся в живых ветеранов Второй мировой войны. Военной составляющей у праздника нет. День памяти жертв Второй мировой войны в Грузии - своеобразная антитеза российскому празднику победы Вооруженных сил.
...Ну а нам, поколению, кому за сорок, остаются воспоминания о временах, когда “деревья были большими”, и тех людях, которые любили нас больше всех, наших дедушках и бабушках. Ведь именно они были главными жертвами той самой страшной войны...
Светлана Тиванова, публицист (Минск) - специально для “РИА Новости”
Белоруссия. Поклон Солдатам Победы
История военной Белоруссии и через 67 лет после Великой Победы все еще огромный живой “материк” событий, фактов, имен - известных и неизвестных до сих пор. Сожженные деревни, концлагеря, партизанские землянки и великое наступление “Багратион” - все сохранилось в памяти живущих здесь людей. И тех, кто воевал, и тех, кто слушал и слышал свидетельства отцов и дедов. В Белоруссии эти рассказы вошли не просто в сознание, а в плоть и кровь детей, внуков и правнуков
И, видимо, поэтому 9 Мая остается в Белоруссии днем мира, согласия и тишины. Днем, когда “смертельные враги” от власти и оппозиции с одинаковым уважением молча склоняют головы перед Вечным огнем, перед многочисленными памятниками и обелисками защитникам Отечества.
В эти дни нет места политическим распрям и лозунгам, требованиям об освобождении политзаключенных, столь частым в последнее время. Память о той страшнейшей катастрофе ХХ века не стала конъюнктурой, не стерлась, не оскудела. К чести белорусов, в последние 20 лет история Великой Отечественной войны не подверглась неосовременному переосмыслению: герои остались героями.
Не стали менее торжественными и победные майские салюты, вот только, увы, все меньше остается живых свидетелей тех грозных лет. Нынешнюю годовщину Победы в Белоруссии отпразднуют только 35 000 ветеранов, почти 39 тысяч узников фашистских концлагерей, тюрем и гетто, 2600 членов семей погибших, 1100 инвалидов, искалеченных войной. Дня Победы-2012 дождались только 9 Героев Советского Союза и один кавалер ордена Славы трех степеней.
Неизвестна белорусам и другая напасть - перенос и разрушение памятников, наоборот, в майские дни по всей стране ремонтируются, прихорашиваются тысячи памятников боевой славы, обелисков, мемориалов. Повсеместно идут митинги, возложения цветов, народные гуляния, встречи ветеранов. И, конечно, тосты - за Победу и за ее Солдат!
Владимир Скачко, главный редактор газеты “Киевский телеграф” - специально для “РИА Новости”
День Победы на Украине: помпезно и подешевле
Одни будут разрывать могилы, переносить истлевшие останки и рушить памятники. Другие - крушить старческие челюсти ветеранам, идущим почтить память погибших товарищей и свою боевую молодость. Жаль, те не смогут ответить так, как могли бы в 1943-м или в 1945 годах. Третьи - возводить памятники Иосифу Сталину как главному символу Победы. Еще кто-то захочет и на традиционном праздновании получить не менее традиционные политические дивиденды. А самые “рыночные” вообще планируют поиметь немного звонкой и свободно конвертируемой монеты себе на карман...
Все это означает, что в этом году на Украине празднование 67-й годовщины Победы СССР в Великой Отечественной войне пройдет, как обычно, - в полном соответствии с политическими предпочтениями каждого
“Танцы на гробах” по-львовски
Пожалуй, самой одиозной вновь может оказаться Галичина. Именно там ко Дню Победы опять предлагают “танцы на гробах”. В середине апреля стало известно, что в райцентре Турка Львовской области местные депутаты решили снести находящийся в самом центре населенного пункта памятник бойцам Красной Армии и уничтожить братскую могилу. А останки перезахоронить на местном кладбище. Называется это “восстановлением исторической справедливости” и “борьбой с наследием оккупационного режима”. Оккупанты - это, разумеется, воины Красной Армии. Объекты “восстановления справедливости” - бойцы сотрудничавшей с гитлеровцами Украинской повстанческой армии (УПА) и прочих коллаборационистских воинских образований СС, преуспевших в расправах с мирным населением и борьбе с советскими партизанами.
В 2008 году такое уже случилось в поселке Комарно на той же Львовщине, где могилы убитых красноармейцев порушили просто варварски, а останки их подверглись публичному осквернению и долго валялись под дождем незахороненными... Собирались это сделать и в самом Львове, у Монумента Славы на Стрыйской улице, где в прошлом году развернулись целые баталии. Со стычками националистов со спецподразделениями и стрельбой резиновыми пулями.
В этом году подобные события могут повториться с новой силой. И с той лишь разницей, что ветеранам может достаться от “нациков” по полной. В прошлом году госвласти еще встали на сторону оставшихся в живых победителей, да и сами тоже праздновали День Победы надлежаще - возлагали цветы к монументам и могилам, организовали парад победителей и прохождение военной техники времен Великой Отечественной, кормили ветеранов кашей и давали фронтовые сто граммов.
Нынче празднование отдали на откуп местным властям. Они сами будут решать, как им чествовать стариков. Во всяком случае, в Киеве никаких маршей и парадов не будет. Власти Киева поведали, что соберут в центре, на Крещатике, 1400 ветеранов и в их лице поприветствуют всех остальных военными песнями, духовыми оркестрами, подарками с конфетами, цветами и белыми зонтами от солнца. Солдатской каши не будет, но вечером прогремит традиционный салют. На всякий случай пресс-служба киевских властей сообщила, что президент Виктор Янукович может даже не возложить лично традиционные венки, так как “будет в отпуске”.
Национализм -
это экономически выгодно?
Все это полностью ложится в новую стратегию украинских властей по “сшиванию страны” - уступок западным регионам в ущерб интересам и предпочтениям восточных и юго-восточных областей. Власть почему-то уверена, что ее традиционный электорат на востоке и так - от безысходности и отсутствия альтернативы - за нее проголосует. И потому старается не злить западные регионы и “откусить” там от электорального пирога оппозиции хоть что-то.
Украинские националисты из больших и малых партий сейчас действительно вдохновлены позицией власти и ее курсом на “сшивание” любой ценой. Во всяком случае, депутат Львовского горсовета от ультранационалистической партии “Свобода” Андрей Хомицкий откровенно поведал, что “прошлогодние провокации, устроенные заезжими гастролерами при полном содействии центральной власти и “доблестной милиции”, побуждают нас вновь быть готовыми защитить честь своих предков”. Под “защитой чести предков” они понимают разгоны демонстраций и митингов ветеранов Красной Армии.
Именно “Свобода” накануне срывала “ограниченно разрешенный” показ на Украине фильма “Матч”, потому что в нем показано сотрудничество расстрельных команд УПА с фашистами.
Есть, однако, и противодействие таким планам. Политический клуб “Альтернатива”, созданный украинскими активистами для пропаганды развития страны, альтернативного нынешнему и направленного на сближение с Россией и странами СНГ, а не с Евросоюзом, планирует ко Дню Победы и к очередной годовщине начала Великой Отечественной начать акцию “Не подавись!”. Суть ее сводится к бойкоту товаров, которые производят в регионах Украины, где глумятся над исторической памятью, оскорбляют ветеранов и устанавливают памятники гитлеровским союзникам и коллаборационистам. И, как и любой экономический бойкот, акция направлена на подрыв экономики нынешних коллаборационистов, поддерживающих неофашистов и неонацистов. Потому что, как уверены инициаторы, “на Украине также идет война. Война за души”.
Наталия Иванова, лауреат конкурса молодых журналистов СНГ и Балтии (Вильнюс) - специально для “РИА Новости”
Девятое мая в Литве: две памяти - два праздника
В Литве жителям предлагают альтернативу, какой праздник отмечать: 8 мая - День Европы или 9 Мая - День Победы. Выбор каждый делает сам
8 мая, День Европы
Официальная Литва День Победы не отмечает. Здесь праздник - 8 мая, значащийся как День Европы. Для жителей столицы в центре Вильнюса организовывают праздничные гулянья.
Президент Даля Грибаускайте в этот день в сопровождении других официальных лиц посещает Паняряйский мемориальный комплекс. Здесь члены официальной делегации чтят память и возлагают венки к мемориалам жертв Холокоста и фашистского террора, к памятникам литовским воинам и солдатам польской Армии Крайовой.
В годы войны в Паняряйские леса по железной дороге в товарных вагонах привозили и расстреливали евреев, плененных красноармейцев, арестованных польских партизан, литовцев, отказавшихся воевать на стороне Германии. В прошлом году после церемонии возложения венков Грибаускайте еще раз подчеркнула, что “война безжалостно ломала судьбы не только отдельно взятых людей, но и целых народов”. Поэтому, по словам президента Литвы, “сегодня важно помнить об этих фактах, ценить общечеловеческие ценности и укреплять взаимопонимание между народами”.
Однако из 20 опрошенных мной на улицах вильнюсцев только двое смогли уверенно объяснить, каково сакральное содержание праздника “День Европы”. Политик и историк Витянис Андрюкайтис не разделяет предпочтение официальной Литвы отмечать 8 мая, а не 9-е. “Ведь речь идет об одном и том же, - говорит он. - О капитуляции фашистской Германии. Решающий договор подписали в районе полуночи, когда в Европе еще не завершилось 8 мая, а в Москве уже наступило 9-е”. По мнению Андрюкайтиса, не стоит удивляться тому, что жители Вильнюса в большинстве своем не знают, по какому случаю собираются гулять 8-го. “Ведь у большей части людей в целом нет исторических знаний, - с сожалением сказал историк. - Политики им рассказывают историю упрощенную и однозначную. Людям недостает знаний и критического мышления, чтобы задуматься. Как интеллигент, я против политических тенденций, превращающих историю в служанку политики”.
Можно - но без советской
символики
В мероприятиях 9 Мая официальная Литва не участвует, но и не препятствует организовываемым в стране акциям. Единственное требование - чтобы все происходило в соответствии с буквой закона, а именно не нарушало применительно к данному случаю Закона “О собраниях”, запрещающего использование нацистской и советской символики во время массовых мероприятий.
Ключевое мероприятие Дня Победы в Литве - это, конечно же, возложение цветов на могилы солдат и офицеров Красной Армии на воинских кладбищах литовских городов. На Антокольском кладбище в Вильнюсе торжественное возложение венков организуют делегации посольств ряда стран постсоветского пространства, как правило, России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Азербайджана. Впрочем, это яркое, символичное и одновременно трогательное действо - скорее, завершающее. Потому что ежегодно мероприятия, посвященные празднованию 9 Мая, проводятся посольствами, неправительственными и общественными организациями уже с первых дней этого весеннего месяца.
Так, четвертого мая вильнюсцы обычно провожают ветеранов Великой Отечественной в Москву и Санкт-Петербург, куда они едут по приглашению официальной России. Ветеран войны и профессор физики Адольфас Болотинас в Параде Победы в Москве принимает участие уже не один год. Май 2012-го - не исключение. “9 Мая для тех, кто вернулся с фронта домой - это ведь второй день рождения. Из 100 человек, ушедших на войну вместе со мной, в живых остались только трое, - поделился до сих пор все так же причиняющими боль воспоминаниями Болотинас. - С каждым годом мои ровесники продолжают уходить, и война становится историей. Но удивительно, что память все равно оказывается сильнее времени, потому что ее несет в себе молодое поколение. Об этом я сужу не только по той осознанной серьезности, с которой молодежь 9 Мая приходит с красными гвоздиками к захоронениям солдат, но и по тому, что, вопреки существующему мнению, о ветеранах войны вспоминают не только в канун Дня Победы. А что может быть ценнее внимания и уважения?” - заметил Болотинас.
Пятого мая во всех городах Литвы уже не первый год проходят субботники по наведению порядка на воинских кладбищах. Их инициаторами выступают неправительственные организации и советы ветеранов.
Ангеле Амброзене - одна из волонтеров - по профессии учитель истории. По ее словам, в Литве испокон веков добрососедствовали представители разных этнических групп. “Известно ли вам, что в Литве всего их проживает 115? - спрашивает она со знанием дела. - И на кладбищах тоже никто не делит землю между усопшими. Вот могилка советского солдата - оградку надо поправить. А здесь “спит” польский офицер - я и ему цветочки посажу. Мы понимаем глубинную святость смертельного сна, поэтому Литва ни разу не прозвучала в позорном контексте “войны памятников”.
Александр Васильевс, член экспертного совета “РИА Новости” (Рига)
Май в Латвии: без Дня Победы, без поддержки воинов-победителей
Девятое мая в Латвии приходится на середину рабочей недели и никак не отмечено в государственном календаре.
Но все равно к памятнику освободителям города Риги придут десятки тысяч горожан, чтобы еще раз вспомнить и преклонить колени перед теми, кто ценой своей жизни одолел фашизм
Судьба ветеранов
Увы, и сейчас судьба многих, переживших войну, трагична. Жизнь ветеранов в Латвии, как граждан республики, так и неграждан, незавидна и часто безрадостна: пенсии невелики, плата за жилье и коммунальные услуги, как и цены на продукты питания и остро необходимые медикаменты, быстро растут, а льготы из фондов государственного социального страхования им не полагаются.
Поэтому перед многими, особенно одинокими ветеранами, стоит нелегкая дилемма: или своевременно оплатить дорожающее жилье, или купить себе продуктов - но под угрозой остаться без крыши над головой.
Для воинов-победителей, героических тружеников тыла и узников гитлеровских концлагерей издевкой выглядит тот факт, что бывшие легионеры Waffen SS и национальные партизаны в своих правах приравнены в политрепрессированным и поэтому могут рассчитывать на доплаты к пенсии в размере 50 латов (примерно 3 тысячи рублей) и ряд жилищно-коммунальных льгот. К тому же они могут претендовать на социальную помощь из фондов Германии.
Вот и потянулись в последнее время участники Великой Отечественной войны в Посольство Российской Федерации за российским гражданством, а вернее - за российской пенсией и “путинской” тысячей рублей доплаты ветеранам к ней.
Но и это нелегкое решение может оказаться для пожилых людей на склоне лет настоящей западней, если латвийские чиновники выполнят свою давную угрозу и заставят в этом случае вернуть незаконно, по их мнению, полученную за все предыдущие годы латвийскую пенсию. Решением проблемы, как считает представитель Латвийской ассоциации борцов антигитлеровской коалиции (LAKCA) Владимир Тарновский, было бы распространение действия российского законодательства на всех постоянно живущих в Латвии ветеранов войны - и российских, и латвийских граждан и неграждан.
Действуют же подобные правила для военных пенсионеров советской и российской армии вне зависимости от их нынешнего гражданства и местожительства.
С верой в Россию
и надеждой на свои силы
Несколько сотен еще здравствующих бойцов и командиров 130-го Латышского гвардейского стрелкового корпуса и бывших красных партизан смирились с тем, что им уже не дождаться реальной помощи от своего Латвийского государства. Но им гораздо трудней объяснить себе, что нет надежды получить реальную материальную поддержку и от России.
В середине 90-х годов казалось, что эта проблема будет разрешена - президент Борис Ельцин даже подписал соответствующее распоряжение. Но тогда претворить его в жизнь помешали экономические трудности.
В наши дни схожий законопроект обсуждался в российской Госдуме. Но принят не был, поскольку существуют межгосударственные договоренности о том, что каждая страна бывшего СССР должна сама заботиться о своих ветеранах. Позиция предельно ясная и логичная, но латвийским ветеранам войны от этого легче не стало.
Справедливости ради стоит заметить, что наиболее настойчивые ветераны в Латвии все же способны рассчитывать на кое-что. Они могут обратиться за выделением разовой помощи из бюджетов столичного и других латвийских самоуправлений. И там иногда откликаются на просьбы стариков. По мере возможностей им помогают и работники российского посольства.
Ветеранам очень важна в том числе и моральная поддержка. А кроме того, не бывают лишними для особо нуждающихся и выделяемые посольством одноразовые пособия, правда, в месяц их получают от силы два с половиной десятка человек.
Случается, что выдают примерно 40-45 ежегодных путевок в российские дома отдыха. Понятно, что этого крайне мало. Да и не у многих 90-летних ветеранов найдутся силы подняться с постели, не говоря уже о том, чтобы в непростых хлопотах проводить свои дни в чиновничьих кабинетах.
Достало бы им сил 9 Мая прийти и со слезами на глазах поклониться памяти своих однополчан к одному из десятков момументов павшим героям, установленных по всей территории Латвии. И не пришлось бы идти в последний бой - защищать памятник освободителям города Риги от немецко-фашистских оккупантов, идею снести который вынашивают латышские национал-радикалы. |