|
Совершенствование простоты и доступности таможенных процедур, а также усиление роли правоохранительного блока дают определенный импульс в повышении эффективности таможенных органов, считает эксперт Казахстанского союза таможенных декларантов Адиль Ниязов
- Адиль Абилевич, судя по биографии, у Вас есть определенный опыт работы в системе МВД, ГСК, порядка 10 лет проработали в таможенных органах, прошли путь от рядового сотрудника до руководителя, были заместителем начальника департамента по г.Алматы, Алматинской и Восточно-Казахстанской области. Какая роль отведена таможенным органам во внешнеэкономической деятельности и, на Ваш взгляд, соответствует ли их деятельность сегодняшнему времени?
- Надо отметить, что благодаря участникам внешнеэкономической деятельности (в дальнейшем - УВЭД) государственный бюджет пополняется на 30 процентов от всех взимаемых таможенных платежей и налогов. И вот именно здесь таможенные органы должны усилить свою роль в обеспечении экономической безопасности республики. Эта функция заключается не в прямом заслоне наших внешних границ, а в предоставлении качественных услуг УВЭД при ввозе либо вывозе товаров. Государственная служба в таможенных органах весьма многофункциональна и поэтому одной из главных задач остается дальнейшее совершенствование организации таможенного контроля, законное и обоснованное определение стоимости того или иного товара и полноценное взыскание причитающихся таможенных платежей и налогов. Другой стороной обеспечения экономической безопасности является повышение эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов. Дело в том, что таможенные органы по законодательству относятся к правоохранительным органам и в их работе предупреждения, выявления и расследования правонарушений в сфере таможенного дела стали занимать существенные объемы.
Таким образом, оба направления обеспечения экономической безопасности с использованием современных возможностей в таможенных органах должны развиваться параллельно и органически друг друга дополнять.
Надо отметить, что со времени образования таможни как государственной структурной единицы были проведены различные преобразования в сторону совершенствования методов таможенного контроля и поднятия имиджа самой структуры. На начальном этапе становления действительно было много нареканий со стороны УВЭД на грубое отношение сотрудников, на задержку и искусственную волокиту документов. Тем не менее время не стоит на месте, бурно растет технический прогресс, меняются взгляды, встают новые требования, выстраиваются определенные цели и задачи.
При пересечении таможенной границы нашей республики пассажиры или УВЭД, перевозящие товар, сталкиваются с различными контролирующими государственными органами, однако сотрудники таможенных органов у них вызывают особое значение. Отсюда следует, что на каком уровне будет предоставлена услуга со стороны сотрудников таможни для физических и юридических лиц, такое и мнение будет сложено о самой системе, кроме этого будет дана определенная оценка нашей стране. В этой связи, несмотря на частую смену первых руководителей, таможенные органы продолжают развиваться, совершенствовать свои методы работы, и одной из первостепенных задач является упрощение таможенных процедур.
- Многие предприниматели продолжают жаловаться на бюрократическую волокиту со стороны таможни при завозе товаров. Это приводит к простою грузов и тем самым к подорожанию цен на товар. Что Вы думаете по этому поводу?
- Думаю, что от простоя грузов цены на товар, может быть, сильно и не вырастут, а вот сама волокита морально и психологически бьет по предпринимателям. Кроме того, у них есть определенные обязательства по срокам доставки товаров и другие рамочные условия, согласно договорам.
Поэтому ускорение и упрощение таможенных процедур является главной задачей для таможенных органов. Еще в 2002 году департаментом таможенного контроля по г.Алматы в рамках консультативного совета совместно с Казахстанским союзом таможенных декларантов и другими предпринимателями был инициирован проект о предоставлении режима наибольшего благоприятствования для УВЭД. Далее этот проект имел свое развитие и в последующем преобразовался в группу минимального риска. Для лиц, входящих в данную группу, предоставлялся благоприятный режим, то есть импортированный товар не помещался на склады временного хранения, не соблюдались меры по обеспечению доставки товаров, не производился досмотр товаров и грузовая таможенная декларация оформлялась в особом режиме за короткое время.
Однако на сегодняшний день делить УВЭД на благонадежных и неблагонадежных, на “черных” и “белых”, я думаю, нельзя. Дело в том, что все предприниматели работают в режиме одного правового поля, все хотят быстро оформить свои документы и не стоять в очереди на таможенном посту за разрешением получить свой товар.
Для решения этой задачи необходимо совершенствование новых информационных систем и технологий. Имеющееся в настоящее время в таможенных органах программное средство - таможенная автоматизированная информационная система - требует своего дальнейшего совершенства. В первую очередь необходимо, чтобы таможенная декларация при ее оформлении в электронном виде была проста и понятна для самого сотрудника таможенного органа на предмет проверки правильности заполнения и выявления имеющихся ошибок. Кроме того, из-за несовершенства данной системы возникают проблемы в части контроля, учета и отчетности поступающих таможенных платежей в бюджет. В связи с этим таможенные службы на местах вынуждены создавать дополнительные подпрограммы для своего удобства. При этом в самой системе отчетность по вертикали в бумажном носителе не уменьшается, а стремительно растет вверх, что приводит к дополнительной бумажной волоките и потере времени.
Необходимо выработать механизм до деталей и продолжить активное внедрение таможенного оформления декларации в режиме “веб-декларант” посредством электронных способов обмена информации. Чтобы было предельно ясно: декларант отправил в электронном виде таможенную декларацию со всей информацией по товару на сайт таможенного поста и через определенное время получил подтверждение о произведенной проверке данного документа, естественно, при соблюдении требований об их документировании. Тем самым исключается человеческий фактор, практически будет отсутствовать контакт декларанта с сотрудником таможни, намного ускорится по времени и упростится сам процесс таможенного оформления документа.
- Так получается, по-Вашему, что даже и досматривать товар не надо?
- В том-то и дело, что тотальный досмотр товаров как форма таможенного контроля создает дополнительную задержку по времени при производстве таможенного оформления. Как практик, замечу, что на тщательный досмотр одной грузовой автомашины с товаром или одного вагона сотруднику таможни необходимо потратить по времени более пяти часов. А представляете, сколько нужно задействовать сотрудников в этом направлении при огромном товарообороте на примере г.Алматы? Я думаю, что досмотр товаров должен быть выборочным, потому что ответственность за достоверность заявленных сведений в первую очередь несет предприниматель, получатель груза. А сегодня как получается? Если недосмотрел таможенник лишнюю тарелку, ложку или вилку, то ответственность автоматически ложится и на его плечи, если, конечно, не присутствуют элементы сговора с предпринимателем. Поэтому и получается, что сегодня кроме “скорой помощи и пожарников” таможню бьют все кому не лень. Вот и получается, что сотрудник таможни позиционируется не как государственный служащий, а как партнер с УВЭД, выходит, как в кино - свой среди чужих, чужой среди своих.
На мой взгляд, в системе таможенных органов в части предупреждения и выявления, а также пресечения правонарушений в сфере таможенного дела большую роль должны играть службы правоохранительного блока в совокупности со службой посттаможенного аудита, а в перспективе оправданно их объединение в один блок. Безусловно, это требует внесения изменений в некоторые нормы уголовно-процессуального права, главным образом, вызванные передачи и расследование в полном объеме преступлений в сфере таможенного дела таможенными органами.
В настоящее время таможенные органы ведут расследование в форме дознания по трем составам преступления, согласно Уголовному кодексу РК (статья 209 часть 1 - Экономическая контрабанда; статья 214 часть 1 - Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов; статья 250 часть 1 - Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено), которое завершается составлением протокола обвинения и направлением таких дел через прокуратуру в суд. Более квалифицированные составы вышеуказанных преступлений, как правило, регламентированные частью 2 статьи 214 и частями 2 и 3 статей 209, 250 Уголовного кодекса РК, расследуются следственными аппаратами органов финансовой полиции, национальной безопасности и внутренних дел, что, на мой взгляд, не отвечает потребностям практики борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела. На данный момент в таможенных органах сложился и работает достаточно эффективный аппарат дознавателей, который мог бы вполне профессионально справиться с расследованием данных преступлений. Но для этого необходимо наделить таможенные органы правом производства предварительного следствия, т.е. какую-то часть дознавателей системы таможенных органов можно было бы перевести законодательно в категорию следователей этого ведомства. Сегодня же мы проигрываем в оперативности раскрытия расследования квалифицированных составов перечисленных преступлений в сфере таможенного дела, так как определенное время уходит на передачи этих дел в следственные аппараты органов финансовой полиции, национальной безопасности и внутренних дел.
Было бы вполне логично, если все расследование данных преступлений как в форме дознания, так и в форме предварительного следствия было бы сосредоточено в таможенных органах. Я думаю, это придаст совершенно новый и качественный импульс деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства
Кроме этого должна быть разработана в довольно-таки простой и понятной форме система оценки и управления рисками. УВЭД в сфере таможенного дела для себя четко должны уяснить, что в случае недостоверного декларирования товаров его противоправное действие однозначно будет выявлено правоохранительным блоком таможенной службы.
Вместо того, чтобы делить УВЭД на все цвета радуги по пути таможенного оформления товаров - на “зеленые”, “желтые” и “красные” коридоры, - правильнее было бы дать им больше самостоятельности и ответственности. Для возможности работы в едином правовом поле в сфере таможенного дела у УВЭД должны быть равные благоприятные условия, которые позволили бы им стремиться к достоверному таможенному оформлению грузов, не нарушая законодательства.
- В настоящее время в г.Алматы образовали единый центр таможенного оформления по принципу одного окна, где один сотрудник таможенного поста принимает документы, досматривает товар и выносит решение о выпуске таможенной декларации и товара. Однако предприниматели утверждают, что от перестановки сумм слагаемое не изменилось.
- В свое время в системе таможенных органов при оформлении таможенной декларации была пятиэтапная форма таможенного контроля, далее перешли на трехэтапную форму и вот на сегодняшний день внедрили одноэтапную форму контроля. Это говорит о том, что система продолжает совершенствовать методы таможенного контроля, упрощает свои процедуры, создавая благоприятные условия для УВЭД.
Однако данный принцип работы одного окна не будет реализован в полной мере без изменения, в первую очередь, программного средства - таможенной автоматизированной информационной системы. Из-за несовершенства программы таможенную декларацию дополнительно перепроверяет сотрудник отдела информационных технологий, чтобы не нарушить установленной инструкции по регламенту работы. Кроме этого необходимо получить подтверждение оплаты таможенных платежей и налогов в бюджет у сотрудника отдела платежей. Вот и получается, что принцип одного окна плавно вернулся на трехэтапную форму таможенного контроля.
Второе, необходимо функционально обязать сотрудника таможенного поста заниматься исключительно документальным контролем таможенной декларации.
Третье, возложить функции досмотра товаров на сотрудника правоохранительного блока в случаях выборочного контроля товаров по странам, группам товаров и категориям УВЭД, входящих в группу максимального риска, либо имеющейся информации в рамках оперативно-розыскной деятельности.
Я бы предложил центру таможенного оформления по г.Алматы при работе с клиентами позаимствовать опыт операционных залов банков второго уровня. Клиент при вхождении в операционный зал в автоматическом режиме получает талон с условным номером, где через некоторое время над окном сотрудника банка загорается табло с данным номером, и, соответственно, клиент сдает документы в это окошко. К сожалению, этой практики нет в операционном зале таможенного поста. Вроде бы создали огромный операционный зал с 60 окошками, но клиенты не распределяются равномерно по окошкам, а практически по старым, наработанным связям идут к знакомым сотрудникам таможни. Вот вам, пожалуйста, на лицо неравномерное распределение труда и другие вытекающие отсюда последствия.
- Есть категория предпринимателей, которые просто не хотят идти в таможню из-за ассоциации грубости и предвзятости со стороны сотрудников и готовы пользоваться услугами посредников. Ведется ли какая-нибудь внутренняя работа в кадровой политике таможенных органов?
- Конечно, проявление грубости и предвзятости встречается не только в таможенных органах. На качественный состав сотрудников, в первую очередь, играет их соответствие установленным квалификационным требованиям при приеме на работу и положительное прохождение тестирования. Кроме этого есть закон об этике государственного служащего, который должен работать, а не быть формальным документом на столе у сотрудника. Кадровые службы периодически раз в три года проводят аттестацию среди сотрудников таможенных органов на предмет соответствия занимаемой должности. Имеется система кадрового резерва, которая предусматривает перемещение сотрудников на вышестоящую должность. В принципе, системой вроде предусмотрены все методы кадровой и воспитательной работы, но, тем не менее, надо больше уделять внимания на практическую сторону, чем на формальную.
Надо отметить, что таможенная система весьма многофункциональна и поэтому, чтобы квалифицированно освоить работу в одном направлении, требуется не один год. Бывает такое, что сотруднику при переводе из одной службы в другую требуется время, чтобы освоить свои новые функциональные обязанности, понять атмосферу работы и т.д. Поэтому, думаю, что кадры надо беречь, а не разбрасываться ими. Первые руководители при определении кадров должны подходить не с субъективной, а с объективной точки зрения. Все-таки государство тратит время и средства на то, чтобы сотрудник получил определенную квалификацию, профессионализм, уровень и т.д. Кадровые службы прекрасно осведомлены об уровне того или иного сотрудника и поэтому они обязаны взять на себя какую-то степень ответственности за качественный состав работников таможни.
На мой взгляд, имеющиеся недочеты в кадровой работе таможенных органов будут преодолены с принятием закона о правоохранительной службе в Республики Казахстан, который унифицирует данный вид государственной службы и даст основу для создания кадров новой формации в системе таможенных органов и правоохранительных органов страны. |