|
Став полноправным членом элитного клуба городов, имеющих метрополитен, мы (как его жители) решили посмотреть на наиболее интересные решения в области строительства подземок в мире. Также хотелось бы обратить внимание на новую для нас, теперь это очень актуально, весьма специфичную фобию - по статистике около 10 процентов населения во всех городах мира опасаются посещать “андеграунд”. Алматинцы не исключение (первый спуск для ознакомления не в счет), даже несмотря на все заверения представителей специальных организаций в том, что алматинское метро - одно из самых безопасных мест в южной столице
Метро, наверное, одно из самых загадочных мест любого из городов мира. Тайна и мрак скрыты за лоском центральных станций. Именно о них так любят говорить писатели-фантасты. Метро с их подачи может быть как самым безопасным местом, так и обителью неведомого зла, что скрывается в темных километрах извилистых тоннелей. Правда, в реальной жизни все гораздо проще - в первую очередь, метро - это самый удобный в условиях многомиллионных мегаполисов способ пробраться сквозь дорожные заторы в часы пик.
Везде в мире у метро свои традиции. Взять, например, метрополитен Берлина. Он обозначается несколько нестандартно - вместо привычной “М” здесь на входах в поземку красуется “U”. Что означает Untergrundbahn (подземная дорога). Построено метро в 1902 году и в данный момент представляет собой 9 линий общей протяженностью в 144 километра. Кстати, под Берлином находятся 170 станций.
Самое старое метро в мире - это, конечно же, лондонская подземка. Первая линия, еще на конной тяге, была запущена в 1863 году. Кстати, традицией называть метро именно этим словом пошла именно оттуда - первая линия именовалась как Metropolitan Railway (столичная железная дорога). Позже название решили сократить до привычных 5 букв. Лондонское метро также имеет статус самого дорогого в мире.
Далее по старшинству идет Парижское метро - открыто оно было в 1900 году. Что интересно, парижская подземка связывает с центром даже пригород.
Самое протяженное метро в мире сегодня, конечно же, находится в Лондоне - по состоянию на 2010 год протяженность путей этой подземки составляет 408 километров. Однако согласно планам этот статус в скором будущем отнимет метро Пекина. Согласно плану развития этого вида транспорта в столице, пекинская подземка уже в 2020 году будет иметь 561 километр железнодорожных путей. 561 километр, по официальной информации, - это 19 линий. Сегодня же в Пекине пока 4 линии, правда, они способны перевозить более полутора миллионов пассажиров в сутки.
Метрополитен в наиболее крупных городах является одним из самых посещаемых мест. Следовательно, это рай для рекламщиков всех мастей. И в этом случае стоит вспомнить метро Новосибирска. Именно его называют самым рекламным в России. Дошло даже до того, что кроме плакатов, баннеров и внутреннего телевидения рекламщики выкупили некоторые вагоны целиком. Как правило, эта “собственность” раскрашена в те или иные цвета различных брендов.
По мнению международных экспертов, самым удобным было признано токийское метро. Здесь даже билеты продаются с теснением для слабовидящих (шрифт Брайля). На электронных табло, которыми оснащены все платформы, высвечивается информация о времени прибытия следующего поезда, конечном пункте его следования, а также о том, скоростной он или делающий остановки на каждой станции. На платформах большинства линий можно обнаружить также экономящую время информацию о том, в какой вагон лучше сесть, чтобы быстрее добраться до нужного выхода из метро или перехода на другую ветку. Естественно, на всех станциях имеется четко различимая разметка вагонов с их номерами, а также мест, где стоит ожидать открытия дверей.
Есть в этом списке место также и для самого убыточного метро в мире. Оно находится в Киеве. В частности, в 2005 году общие убытки от использования метрополитена составили 59 миллионов гривен (более 7 миллионов долларов США). При том, что общая сумма убытков киевского бюджета в том же году составила (естественно, с учетом затрат на метро) 79 миллионов гривен (чуть более 9 миллионов долларов США)...
Ну а самым необычным метро международные эксперты признали подземку Стокгольма. Ее еще называют самой длинной в мире художественной галереей. Главное - дизайн станций. Некоторые из них похожи на сказочные гроты подземных королей, на других можно увидеть греческие скульптуры, уголки классической архитектуры, настенные рельефы, мозаику или видеоинсталляции. Кстати, именно здесь очень часто устраивают художественные выставки.
В то же время появление метро обозначилось появлением новых фобий, о которых мы говорили в начале материала. Поэтому есть в этом списке место и для самого безопасного метро, по мнению международных экспертов. Им была признана подземка Москвы. И, по мнению социологов, страдают этим страхом в основном коренные жители мегаполисов. Алматы, как оказалось, не исключение. С запуском метрополитена многие из горожан начали высказывать опасения по поводу его надежности. Каждый из коренных жителей, что относятся к метро несколько настороженно, вспоминает процесс строительства (мол, за 20 с лишним лет могло произойти многое), наш несколько неустойчивый наносной грунт, высокую сейсмическую активность, а также менталитет, когда ответственные за строительство объекта, мол, использовали не ту марку бетона, кое-где нарочно закрывали глаза на качество работ и в общем больше надеялись на известный авось, нежели на жесткие критерии СНИПов.
|
Гордитесь, алматинцы! Это не аттракцион, а настоящее метро! |
Главный вопрос: как поведет себя алматинская подземка в момент землетрясения? На что в свое время директор ГКП “Метрополитен” Мурат Укшебаев отвечал, что при проектировании метро в первую очередь учитывались сложные горно-геологические условия и высокая сейсмичность города. Поэтому все конструкции рассчитаны на 9 баллов. В тоннелях через каждые 25-30 метров имеются деформационно-технические швы, именно они обеспечат сохранность конструкций алматинской подземки. Кроме того, доказано: чем глубже под землей, тем меньше ощущаются колебания. Поэтому, считают специалисты, метрополитен - именно то место, куда стоит идти в первую очередь при сильном землетрясении.
В то же время стоит упомянуть также и о специфике грунта “верхний слой” Алматы - это мощнейшая толща валунно-галечниковых обломочных пород и отложений. К тому же присутствуют грунтовые воды. И при строительстве метрополитена необходимо учитывать все эти факторы - необходимы откачка, осушение, использование водоотливов и очень хорошая гидроизоляция при строительстве. Но технологически это возможно, и отечественные метростроевцы делали (и делают) акцент именно на этом. Кстати, метро Санкт-Петербурга строилось и работает примерно в таких же, а может, и более сложных условиях. Как известно, культурная столица России стоит на болоте. За безопасность алматинского метрополитена ручаются также представители Института сейсмологии. По их мнению, метрополитен строился с запасом прочности, следовательно, не стоит верить домыслам.
В общем, специалисты единогласно заявляют: сегодня алматинская подземка практически самое безопасное место в Алматы. Охотно верим в это. Однако все равно ждем заключений международных экспертов. Хотя бы для того, чтобы узнать, какую же позицию займет наш метрополитен в приведенном выше списке. Впрочем, уже можно предположить - что-то вроде номинации “Воля к победе”.
С использованием информации из открытых источников
подготовил Алан Байтенов |