Амина Джалилова
В казахстанских супермаркетах процветает мошенничество. Самый простой и распространенный способ обмана - указывать разные цены на товаре и на штрих-коде - применяют теперь повсеместно. Существуют и другие схемы мошенничества
В нескольких крупнейших магазинах Алматы подобный способ обмана граждан встречается очень часто. На кассе выясняется, что товар стоит процентов на 20-30 дороже, чем указано на ценнике. И даже если покупатель это замечает (что происходит не всегда), он, досадуя, все же покупает присмотренную вещь, не хочется связываться. В редких случаях люди требуют ответа у кассира. На что девушки за кассой невинно хлопают ресницами и говорят: “Так компьютер показывает”, “Мы на ценниках забыли цифру поменять”, “Вы, наверное, не тот ценник посмотрели”. Обычно на том и расходятся. И уж совсем редко покупатель призывает к ответу менеджера. Но и в этом случае стороны заключают мир - менеджер извиняется, предлагает другой товар. Или просто “посылает” покупателя. Не побежит же тот в финансовую полицию.
А мы решили сберечь чеки и ценники, чтобы обвинения не были голословными. Вот, к примеру, чек из супермаркета “Грос”. Покупка совершена 23 марта 2008 года, кассир Мадина Ушакбаева. Куплены вафельные трубочки “Конфетки-бараночки”. Цена за килограмм 530 тенге. В упаковке 274 грамма, за которые уплачено 145 тенге. А вот наклейка с того самого товара. На ней уже совсем другая информация: килограмм трубочек стоит 395, а 274 грамма вытягивают на 108 тенге. Казалось бы, разница невелика, и все же она составляет 25 процентов. Сколько же всего конфеток и бараночек было продано подобным образом?
Обманывают и в книжных магазинах. В литературном отделе магазина “Меломан” 12 декабря минувшего года мы приобрели книгу Рэя Бредберри “Смерть - дело одинокое”. Хорошая книжка, к слову. А вот воспоминания о магазине не самые приятные. На обложке указана цена 780 тенге, а заплатить пришлось 950, имеется и подтверждающий сей факт чек. Понятно, что книги люди берут не на последние деньги, поэтому покупателей, скорее всего, не сильно смутит расхождение в 170 тенге. Но ведь вводить в заблуждение потребителя незаконно. Хорошо, что на месте покупателя оказался журналист, который всего лишь напишет об этом в газете. А окажись юрист, он бы, возможно, не поленился привлечь магазин к ответственности.
Практикуются в наших супермаркетах и другие незаконные схемы. В супермаркетах обвешивают, пробивают дважды один и тот же товар, пишут о грандиозной распродаже, и только на кассе поясняют, что именно этот приобретенный вами продукт под условия акции не подпадает.
Случается, что кассир забывает “пробить” тот или иной предмет, пищит сигнализация, подбегает охрана и начинает обвинять покупателя в воровстве и угрожать ему. При этом предлагается “решить проблему” на месте - вернуть товар и его стоимость тоже.
Зачастую расфасованные товары оценивают не по массе нетто, а по массе брутто, тогда платить приходится не только за приобретаемое, но и за упаковку. Да и из камеры хранения вещи имеют обыкновение пропадать.
Так что перед походом по магазинам стоит проштудировать законодательство, а в попутчики следует брать специалиста по защите прав потребителей. |