|
Фарида Галиева
Заметное оживление на страховом рынке Казахстана сразу же привлекло к себе внимание аналитиков. Регулярные сообщения об увеличении страховых премий, на их взгляд, свидетельствуют об общем оздоровлении экономики. Как сами страховщики оценивают происходящие изменения? На вопросы “НП” отвечает эксперт в области страхования Дмитрий Жеребятьев
- На днях поступило сообщение о том, что казахстанские страховщики в период с января по июль увеличили сбор премий на 31,7 процента, это общий объем в 85,1 миллиарда тенге. Чем объяснить такие изменения, что стало их основной причиной?
- Увеличение сбора премий произошло прежде всего по обязательным видам страхования. Это надо иметь в виду. В частности, по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев. Произошло это из-за увеличения размера минимального расчетного показателя и увеличения штрафа до 20 МРП. Это касается тех автомобилистов, кто ездит без полиса, что привело к росту количества застрахованных. Это также связано с тем, что отменено переоформление полиса, то есть если в полис необходимо внести изменения, скажем, добавить большое количество застрахованных, то теперь эта процедура оформляется через расторжение прежнего договора страхования и заключение нового. Следовательно, производится перерасчет полагающейся к возврату суммы премии и заключается новый договор на новый срок.
Кроме того, те клиенты, которые предпочитали покупать “дешевые” или поддельные полисы, к примеру, печально уже известного “Алтын-Полиса”, как говорится, “для гаишника”, теперь вынуждены покупать настоящие полисы по стоимости, определенной законодательством.
В то же время мы видим рост по медицинскому страхованию, связанному, во-первых, с присутствием на казахстанском рынке ряда компаний с иностранным участием, обязательным условием социального пакета которых является наличие медицинской страховки. И, во-вторых, многие отечественные государственные компании в период кризиса избрали наилучший способ, связанный с необходимостью получения медицинской помощи, - это страхование персонала на случай болезни. Кроме того, наблюдается рост по добровольному имущественному страхованию, в частности, по глобальным программам.
 |
Древняя страховка от дождя |
- На днях также сообщалось, что “объем страховых выплат, произведенных по договорам прямого страхования за 7 месяцев 2010 года, составил 13,6 миллиарда тенге, что меньше показателя предыдущего года на 8,7 процента”. Не могли бы Вы пояснить эту информацию?
- Прежде всего значительное снижение выплат отмечается по страхованию имущества на 88 процентов и от прочих финансовых убытков - порядка на 61 процент (это по состоянию на начало июля этого года). Происходит это потому, что по этим видам было резкое снижение сборов страховых премий в прошлом году.
С другой стороны, мы ожидаем роста выплат по добровольному имущественному страхованию, связанного с мошенничеством при выдаче кредитов под залог движимого и недвижимого имущества, поскольку практически все банковские операции с залоговым имуществом нуждаются в страховом обеспечении...
- Касаясь других параметров увеличения страховых сборов - какие из них, на Ваш взгляд, наиболее показательны и свидетельствуют о существенном изменении ситуации на страховом рынке?
- Нельзя не отметить успехи компаний по страхованию жизни. Там объем страховых премий на 1 августа составил 9 миллиардов тенге (увеличение на 95,7 процента), а доля страхования жизни в совокупных страховых премиях составила 10,6 процента (на 1 августа 2009 года, например, она составляла 7,1 процента). Объяснить это можно тем, что компании по страхованию жизни начали перетягивать людей, достигших 55-летнего возраста, из пенсионных фондов, предлагая им покупку аннуитетов, преимуществами которых является то, что выплаты можно получить за несколько лет вперед. К тому же аннуитет - это получение дополнительного дохода, возможность досрочно распоряжаться своими деньгами и пожизненное обеспечение.
- Можно ли сказать, что рынок страхования в Казахстане выходит или уже вышел из финансового кризиса?
- Мы сможем утверждать, что страховой рынок вышел из кризиса, когда увидим, что казахстанцы будут готовы активно вкладывать свои средства в страхование, и прежде всего в добровольные виды.
- В последнее время много говорится о всевозможных рейтингах и рейтинговых агентствах. Есть мнение, что эти агентства тенденциозны и их исследования не отражают объективной картины ни в банковской, ни в целом в экономической сфере. Вы разделяете это мнение?
- На самом деле о рейтингах можно говорить бесконечно, впрочем, как и об аудиторах. Периодически у компаний и к тем и к другим возникают претензии. Тем не менее лучшей системы оценки пока не предложено. Как говорится, если она несовершенна, то это не значит, что она бесполезна. Поэтому мы действуем по принципу: “Пока делай как есть, а потом предлагай лучшее”. В этом смысле, наверное, лучше обладать рейтингом, чем не иметь его вовсе. Сегодня большинство страховых компаний не могут похвастаться наличием международного рейтинга, пока он есть только у пяти казахстанских страховых компаний. И как бы к рейтингам ни относились, он является одним из главных критериев по подтверждению надежности и прозрачности страховщиков, а также показывает способность страховой компании выполнять принятые на себя обязательства по осуществлению страховых выплат, демонстрирует ожидаемый уровень возвратности страховых премий страхователям в случае, если страховая компания прекращает проведение платежей по вине самой компании или ввиду какого-либо вмешательства со стороны регулятора. Если будет придуман какой-то лучший инструмент, то казахстанские страховщики готовы его использовать.
- Что ждет казахстанский рынок страхования в ближайшем будущем?
- В свете последних изменений в республиканском законодательстве мы ожидаем, что рынок страхования станет более цивилизованным. В результате упорядочения агентской деятельности в части взимания наличных денег, их сертификации и обучения, скорее всего, претерпит значительные изменения агентская сеть. Возможно, это приведет к резкому сокращению числа самих агентов на рынке и к принятию в штат наиболее компетентных и образованных агентов. Агенты крайне необходимы компаниям для продажи продуктов добровольного страхования, и их потенциал должен быть направлен именно в этом направлении, в то время как в продаже обязательных продуктов их роль минимальна.
В корпоративном же секторе будет сделан серьезный акцент в сторону развития медицинского страхования и оживится рынок страхования личного имущества. С точки зрения перестрахования, мы приветствуем усилия, направленные на удержание основных видов рисков в Казахстане, связанное с ростом капитализации страховых компаний. Тем не менее основные квазисуверенные риски, связанные с нефтяными операциями, конечно, будут отдаваться на перестрахование российским и западным компаниям.
Необходимо также сказать, что в связи с увеличением минимального размера гарантийного фонда для страховых (перестраховочных) организаций с 1 января 2011 года до 760 миллионов тенге, а с 1 января 2012 года - до 1 миллиарда тенге ожидается вынужденный уход с рынка еще 3-4 страховых компаний. Более того, последние законодательные изменения сократят количество брокеров. |