|
Фарида Галиева
в таком соотношении сегодня коррупция в Казахстане и в России
На этой неделе в Санкт-Петербурге состоялась Международная конференция под названием “Коррупция в России и Казахстане: масштабы и процессы”. Организованная Ассоциацией независимых экспертов по коррупции, она была посвящена сравнению ситуации с данным явлением в обеих странах, в которых, как оказалось, параметры коррупции, ее распространения и влияния на общество вполне сопоставимы. Казахстан обогнал Россию в реформировании, к примеру, банковской сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики. Однако это не избавило республику, как считают члены ассоциации, от издержек роста, одной из которых является широко распространенная коррупция
Валовой объем (масштаб) коррупции в России оценивается независимыми экспертами приблизительно в 319 миллиардов долларов в год. Это по данным 2009 года. Для сравнения: в 2008 году те же эксперты оценивали ее масштаб приблизительно в 33,5 миллиарда долларов. Речь идет о деньгах, вращающихся в теневом обороте. Есть и другие оценки, согласно которым россияне ежегодно расходуют только на взятки более 30 миллиардов долларов США, то есть почти половину госбюджета своей страны.
Если же соотнести объемы экономик Казахстана и России, как и численность населения, то примерное соотношение будет 1:10, о такой же пропорции можно говорить и о масштабах коррупции в этих странах. Хотя, надо заметить, если один россиянин тратит в год на взятки около 129 долларов, то и среднестатистический казахстанец в этом отношении нисколько не отстает...
По мнению экспертов ассоциации, в бытовую коррупцию в России вовлечено не менее половины активного населения страны. В Казахстане количество жителей, вовлеченных именно в такую коррупцию, несколько выше, исходя из нашего, более восточного менталитета.
Хотя наибольшее распространение у нас получил такой вид коррупции, как “административная”, или, проще говоря, вымогательства госчиновников у бизнесменов, “захват государства” или, иначе, теневое влияние бизнеса на власть, и “захват экономики”, то есть теневой контроль власти над бизнесом.
Первое место по уровню коррумпированности в России, по данным последних исследований, занимают медицинские учреждения и высшие учебные заведения (исследования проводились по заказу Всемирного банка фондом “Информатика для демократии” (ИНДЕМ). Неоднократно высказывалось мнение, что только из-за коррупции бесплатное образование в России практически прекратило свое существование.
В Казахстане же ситуация несколько иная, поскольку страна является гораздо более “частной” по сравнению со своим северным соседом. Высшее образование в республике давно негосударственное, поэтому здесь трудно говорить о коррупции в общепринятом понимании этого слова: как об использовании власти, государственных полномочий в собственных корыстных интересах или о сращивании власти с организованной преступностью.
Казахстанцы, согласно этим исследованиям, ставят на первое место по коррумпированности правоохранительные органы, суд, учреждения исполнительной власти.
На конференции прозвучало любопытное уточнение. Казахстанское законодательство понятие “коррупция” трактует несколько иначе, нежели международное. Субъекты и объекты коррупционных преступлений в международном понимании рассматриваются гораздо шире, чем в местных законах.
Казахстан и Россия находятся в числе наиболее коррумпированных государств мира. Это несмотря на то, что РФ в отличие от других стран СНГ гораздо тщательнее и не спеша разрабатывала законопроект “О противодействии коррупции”. В то же время Казахстан одним из первых в СНГ (еще в 1998 году) принял Закон “О борьбе с коррупцией”, а в мае 2005 года указом президента Н.Назарбаева был утвержден Кодекс чести государственных служащих РК (Правила служебной этики государственных служащих).
Здесь уместно выделить нашу, чисто казахстанскую особенность, отмеченную экспертами: у нас есть достаточно развитое антикоррупционное законодательство, есть органы (правда, неспециализированные), которым поручено бороться с этим видом преступлений, и все это относительно неплохо уживается с коррупцией, носящей уже системный характер, повсеместно существующей как бы в рамках этого законодательства. Факт парадоксальный, но факт.
Но, помимо своей специфики, Казахстан, все же имеет схожих особенностей с Россией гораздо больше, чем различий. Например, в обеих странах достаточно распространены такие явления, как “непотизм” (кумовство, раздача постов и льгот родственникам) и “кронизм” (устойчивые дружеские отношения между высшими должностными лицами государства). Причем они являются для этих стран характерными, но, быть может, в разной степени. По классификации ООН, оба явления подпадают под определение “мягкая коррупция”. Сейчас в обеих странах наблюдается развитие коррупционных процессов, которые характеризуются как “захват бизнеса”, или, проще говоря, “рейдерство”.
Самое большое отличие России от Казахстана в рассматриваемом контексте: она смогла избежать разрушения системы государственных органов, призванных бороться не только с коррупцией, но и с общеуголовной преступностью.
В Казахстане же полномочного и эффективного органа по борьбе с коррупцией не существует. Прокуратура с 1995 года (после принятия действующей Конституции) отделена от следствия и выполняет только надзор за ним, причем на явно ненадлежащем уровне. В самой прокурорской среде все меньше и меньше остается сотрудников, имевших хоть какой-либо опыт расследования уголовных дел, так что качественно выполнять надзорные функции за следствием и дознанием прокуратура не в состоянии.
Предварительное следствие в прокуратуру так и не вернули. КНБ (КГБ) никогда профессионально не занимался расследованием уголовных дел, поскольку во все времена выполнял совсем другие функции, как и сейчас (вопросы национальной безопасности, политического сыска и пр.). Система МВД сама сильно коррумпирована, поэтому главной ее проблемой является “самоочищение”, создание внутренних механизмов борьбы с “оборотнями”...
Относительно новый, подчиненный непосредственно президенту орган - Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), также действует недостаточно эффективно. Основная причина этого - кадровая. Даже Нурсултан Назарбаев сказал недавно о поступлении многочисленных жалоб на его имя на коррупционные действия самих финансовых полицейских.
Таким образом, отсутствие полномочного специализированного, действующего на основе закона государственного антикоррупционного органа является серьезным препятствием в достижении цели: снижении уровня коррупции в Казахстане.
Естественно, коррупция негативно влияет на национальную экономику, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей (местных или иностранных), подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках, как особо отметили участники конференции.
По оценкам АНЭК, коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг в Казахстане почти на 50 процентов, от чего страдает все население страны. И в связи с бурным ростом в республике строительного и нефтяного бизнеса эта цифра постоянно повышается, порождая запредельные цены и высокий уровень инфляции. |