|
28 ноября в Мугалжарском районном суде (Актюбинская область) прозвучал приговор в отношении пьяного водителя, ставшего виновником аварии, в результате которой погибли 16 человек! Дамир Магусумов просил прощения у родственников людей, сгоревших заживо в “Газели”. Сами потерпевшие требовали для него пожизненного заключения. Судья дал ему максимальный срок по предъявляемой статье
От этой аварии в августе вздрогнула вся республика: на трассе Актобе - Астрахань водитель “ВАЗ-2110”, подъезжая к поселку Кандыагаш, решился на опасный маневр и стал обгонять идущую в том же направлении “Мазду”. “Десятка” вылетела на встречную полосу, в лоб пассажирской “Газели”. От удара микроавтобус перевернулся и улетел в кювет. Скорее всего, из пробитого бензобака топливо попало в салон маршрутки и вспыхнуло. “Газель” сгорела за пару минут. Троим удалось выбраться через разбитое окно маршрутки, 15 человек сгорели заживо, еще один пассажир позже скончался в больнице.
Среди тех, кто оказался пассажирами той злополучной “Газели”, была женщина с месячным ребенком - она везла дочку на обследование к областным медикам, мать-одиночка, воспитывавшая троих детей (она поехала в областной центр за одеждой для них), невеста, поехавшая в Актобе за свадебным платьем.
|
Виновником аварии полиция сочла водителя ВАЗ-2110, выехавшего на полосу встречного движения. За ее рулем сидел 22-летний Дамир Магусумов. Несколько месяцев назад его лишили водительского удостоверения. Кроме того, он был пьян. В машине кроме него были и другие пассажиры - компания возвращалась с пикника.
- Я прошу у матерей, отцов и детей, всех, у кого умерли близкие, прощения. Хочу попросить прощения и у своей мамы и сестренки за то, что им пришлось пережить из-за меня. Я рос без отца, но мама всегда учила меня хорошему. Вы не поверите, но я не алкоголик и не убийца и никому не желал зла. Прошу у всех прощения за то, что стал виновником этой трагедии, - сказал в своем последнем слове Магусумов.
Но как можно простить смерть 16 человек! Все, кто выступил на суде в качестве потерпевших, требовали приговорить Магусумова к пожизненному заключению.
В ходе судебного разбирательства подтвердилось, что за руль молодой человек сел пьяным: на пикнике компания употребила два десятка бутылок пива, говорят, была и водка. Хотя друзья просили не пить Дамира, он бравировал, что ничего страшного не будет, он любит быструю езду.
Суд признал смягчающими обстоятельствами раскаяние, молодость, неплохую репутацию в прошлом и состояние здоровья Магусумова (во время аварии он сам получил травмы, долгое время был без сознания). В числе отягчающих обстоятельств - то, что за полгода до происшествия он был лишен прав за вождение в пьяном виде.
Приговор суда: 10 лет лишения свободы в ИК общего режима - максимальный срок по ст. 296 ч. 3 УК РК (“Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц”).
Приговор суда было бы полезно послушать всем автомобилистам и дорожным чиновникам. Из-за того, что машина сильно обгорела, судебная автотехническая экспертиза не смогла выяснить, устанавливались ли в ней дополнительные места, не предусмотренные конструкцией. Но абсолютно ясно, что маршрутка была перегружена.
Также эксперты обнаружили в “Газели” наваренный металлический уголок, которым был блокирован стык задней двустворчатой двери. Не будь его - пассажиры имели бы возможность спастись. К сожалению, ни следователи, ни суд не смогли найти умельцев, которые “модернизировали” конструкцию автомобиля (до этого “Газель” несколько раз поменяла хозяев). Эта авария - лишний повод подумать о предстоящей массовой модернизации “леворулек” в праворульные: любые вмешательства в заводские конструкции автомобилей всегда чреваты.
Отдельное частное постановление суда было вынесено в отношении сотрудников дорожной полиции. Их упрекнули за ненадлежащую работу по выявлению подобных штрафников, разъезжающих на автомобиле без прав, за слабый техосмотр (почему задние двери “газели” оказались приваренными?).
Авария под Кандыагашем поставила вопрос и перед страховыми компаниями: многие из потерпевших потребовали взыскать с подсудимого денежную компенсацию за понесенные страдания. Назывались суммы до миллиона тенге. Судья посчитал возможным удовлетворить их требования: либо частично, либо полностью, в зависимости от представленных аргументов. Потерпевшим напомнили, что они также вправе требовать компенсации и со стороны компании, в которой была застрахована “Газель”. Правда, в рамках гражданского судопроизводства.
P.S. За пять лет в Казахстане - 16 тысяч погибших на дорогах и 90 тысяч травмированных. Если каждый из них потребует компенсации? Страховым компаниям есть от чего взяться за голову.
В этой связи новый закон, вступивший в силу, поумерит прыть неблагонадежных водителей: теперь при определении суммы страхового полиса будет учитываться водительская история аварийности, стаж страхователя, его возраст, а также техническое состояние и место эксплуатации автомобиля. Базовая цена полиса составит около 13 тысяч тенге, но не для всех регионов. Предусматривается введение минимального и максимального значения страхового тарифа, в рамках которого возможна дифференциация. Вместе с тем документом вводится также система поощрительных бонусов для добросовестных автовладельцев. Кроме того, предусмотрена обязательность участия страховщиков в формировании базы данных по обязательному страхованию ГПО владельцев автомобилей.
Документом также предоставляется возможность самостоятельного оформления участниками ДТП схемы происшествия без выезда дорожных полицейских при условиях взаимного согласия сторон в оценке его обстоятельств, участия в происшествии не более 2 автомобилей и незначительном ущербе, составляющем не более 50-кратного месячного расчетного показателя. |
|