|
Алан Байтенов из Алматы
Министерство транспорта и коммуникаций (МТК) опять взялось за проведение акции “Чистый воздух”. Такой контроль стал традиционным - в прошлом году в это же время (с 30 апреля по 30 мая) Комитетом транспортного контроля МТК проводилось подобное мероприятие. Естественно, были зафиксированы нарушения - как оказалось, выхлоп практически каждого шестого проверенного автомобиля не соответствует и без того не самым высоким стандартам чистоты выхлопа. Но, несмотря на все тревожные сигналы, проведение подобных акций, на наш взгляд, занятие бесполезное - нет ужесточения со стороны административного кодекса и нет ужесточения со стороны экологических стандартов
Если быть точным, а именно - обратиться к официально опубликованным цифрам, то в прошлом году в рамках этой акции было проверено 10 082 автотранспортных средства. Из этого числа было “забраковано” примерно 1623 автомобиля. Цифра проверенных автомобилей ничтожна, а ведь эту акцию проводило министерство, что, по идее, подразумевает ее республиканский масштаб.
Акция этого года еще не кончилась, и о нынешнем ее размахе можно будет сказать только по официальным публикациям итоговых цифр. Но дело, на наш взгляд, в другом - несмотря на ужесточение всего, что связано с экологией (здесь и переход на топливо стандарта евро, и обязательное соответствие ввозимых автомобилей, как минимум, евро-2), сами-то внутриреспубликанские стандарты чистоты выхлопа опять не претерпели изменений.
Как ни скрывают сами специалисты МТК, ничего в этой области кардинально не изменилось. И, как выяснилось из беседы со специалистами Комитета транпортного контроля, в ближайшем будущем не изменится. В частности, мы не увидим хотя бы отдаленной привязки к нормам выхлопа стандартов евро-2 или евро-3. Нет силового, то есть законного решения, следовательно, все ограничения остаются только на уровне ввоза.
|
Загрязнение воздуха - хорошее условие для роста коррупции |
Как заверяют нас официальные источники, уже давно по Казахстану большинство заправочных станций, следовательно, НПЗ, могут предлагать топливо новых стандартов. Согласны - если в данный момент жестко подойти к этому вопросу, то большую часть (особенно в регионах) автомобилей придется поставить на прикол.
Однако есть и другие способы решения этой проблемы, на наш взгляд, очевидные - ужесточение штрафов за несоответствие хотя бы существующим отечественным стандартам. А что же сейчас? Мы не уверены, что упомянутые 1623 автомобиля навсегда выведены из строя серьезными штрафными санкциями и уже никогда не появятся на дорогах республики.
Впрочем, как мы знаем, любое запретительное решение, изданное на территории нашего государства, создает не самый лучший коррупционный климат. Как известно, эта акция подразумевает оснащение всех контрольных постов специальным оборудованием. В частности, выставляются газоанализаторы и дымомеры. А это, как известно, в умелых руках уникальные машины для отъема денег.
Об этом немного подробней, так как подобные посты появятся в самое ближайшее время практически по всей территории республики. Так получилось, что подобная акция опять соединила полицейского и эколога. Это давно уже известный всем тандем. От него старается держаться подальше любой автолюбитель, даже владелец нового автомобиля. Слабое техническое знание принципов замера выхлопа среднестатистическим автолюбителем (что никоим образом не является серьезным недостатком в жизни) некоторым лицам только на руку - известно, что особенно серьезно двигатель внутреннего сгорания загрязняет воздух в первые минуты запуска. И, что самое главное, даже если двигатель хорошо прогрет и его остановить и запустить снова, первое время он также не будет соответствовать даже нашим нормам. Вот эти минуты оказываются “золотыми”, с одной стороны, для нечистого на руку тандема, а с другой - для водителя.
Естественно, никто из автовладельцев также не смотрит на документы, которые в обязательном порядке должны сопровождать проверяющие инструменты. Аппаратура в обязательном порядке должна проходить сертификацию. Кстати, у нее есть свой “срок годности”. Важно помнить также и то, что такая техника обязательно должна быть внесена в реестр Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан. О чем свидетельствует специальный документ.
В общем, как видно только из нескольких приведенных нами моментов, подобные акции без надлежащей законодательной базы - занятие малоэффективное. Понятно, что мы не можем здесь рубить с плеча - новые стандарты в один день не введешь. В то же время с чего-то уже пора начинать, например, в несколько раз увеличить суммы административной ответственности за несоблюдение нынешних, не самых неподъемных норм выхлопа. При этом не забыть о контроле самих проверяющих. Да и, наконец, обратить внимание на налоговый кодекс. Иначе каждый так и продолжит получать свое - наказанные чрезмерно лояльными штрафами завтра же забудут о произошедшем, тандемы недобросовестных полицейских и экологов также не проиграют, да и министерство в очередной раз отчитается об освоенных средствах, положа еще один отчет на полку. |