|
Ярослава Науменко
Законопроект об электронных деньгах, представленный на рассмотрение в мажилис, вызвал недовольство иных депутатов. Одни сказали, что он не нужен, другие возмутились, что такие деньги начнут воровать хакеры, третьи считают, что система в Казахстане не приживется
Правда, они не в курсе, что электронные деньги в Казахстане уже существуют. Причем давно. И система электронных расчетов есть. Наличные, отправленные на карту, моментально становятся электронными. По крайней мере, двести тысяч казахстанцев платят кредитными или виртуальными картами за товары и услуги, приобретенные по Интернету.
По данным управления развития систем банковского самообслуживания, один только “Хоумбанк” посещают 10 тысяч человек ежедневно. Они приходят оплатить счета, посмотреть размер пенсионных накоплений и динамику изменения счета.
Электронная коммерция - это неотъемлемая часть информатизации общества. Но кредитная карта еще не есть полноценные электронные деньги. Этот кусок пластика - просто “электронный кошелек”. И если мы хотим занять лидирующую позицию в мировом рейтинге, то должны иметь развитую информационную инфраструктуру. И все технические аспекты ее функционирования должны быть прописаны в специальном законе.
Сейчас большинство платежных систем, которые используют казахстанцы в своих интернет-расчетах - зарубежные. И работают по принципу “что не запрещено, то разрешено”. Законопроект узаконит сам термин “электронные деньги” и пропишет все обязательства сторон.
Основная “электронная аудитория” - это молодые люди 25-35 лет, если не самая платежеспособная, то наиболее легко расстающаяся с деньгами часть общества. В общем, достаточно образованные и имеющие деньги на покупку товаров пользуются Интернетом для сделок уже несколько лет, они давно знают, что такое интернет-торговля и все ее преимущества. И по-хорошему, узаконить всех участников этого рынка в Казахстане давно уже пора.
Депутаты панически боятся разгула в таком случае воровства и хакеров. Однако эта проблема шире, чем кажется на первый взгляд. По сути, мы наблюдаем противостояние между поколениями. Если в XIX веке временная разница между двумя поколениями составляла целых 25 лет (жизнь была неспешна и менялась медленно), в наше время она сократилась до 7-8 лет. Психологи отмечают и новый феномен: сейчас людей даже с разницей в возрасте всего в 2-3 года уже можно считать представителями разных поколений. И тогда “адептов” электронных расчетов отделяет от мажилисменов, как минимум, несколько поколений.
И прежде чем начать обсуждение с людьми, настолько отдалившимися от технологий, нужно сначала провести ликбез. Рассказать, что если кошелек с наличными и можно бесследно утащить, то с деньгами в электронном виде такое просто невозможно.
Воровство денег с карт и все ошибки в расчетах банков чаще всего происходят по вине сотрудников банка - при их невнимательности, попустительстве или поддержке. Просто так современную банковскую систему сломать очень и очень тяжело, проникнув снаружи. это не голливудский фильм-сказка, а реальность. Нормально отлаженная электронная система не оставляет возможности для ошибки. И она позволяет в случае чего оперативно вернуть электронные суммы обратно.
Если депутаты так боятся отмывания денег, то законопроект дополнит Кодекс об административных наказаниях статьей 169-2, которая обещает серьезные штрафы “за выпуск эмитентом электронных денег без идентификации владельца электронных денег”.
Сам выпуск электронных денег определяется как “операция, предусматривающая выдачу эмитентом электронных денег физическим лицам и агентам путем обмена на равную по их номинальной стоимости сумму денег”. Электронные деньги разрешено будет применять их владельцем “в целях осуществления платежа в системе электронных денег по гражданско-правовым сделкам, а также для проведения иных операций на условиях, определенных их эмитентом и не противоречащих законодательству Республики Казахстан”. Для идентификации владельца электронных денег нужен будет документ, удостоверяющий личность, и свидетельство налогоплательщика.
Чтобы электронные платежи стали еще более массовыми, Интернет должен быть буквально “в каждой розетке” для быстрого произведения расчетов. Переводить деньги со счета на счет тогда можно будет “не отходя от кассы”. Мы к этому идем. Хотя медленно, что и подтверждают слова мажилисмена Чиркалина, прозвучавшие в телеэфире: “Пройдите давайте в нашей столице Астане, - говорит Чиркалин, - зайдите в “Евразию”, комплекс торговый, и попробуйте рассчитаться платежной карточкой, я уже не говорю про Интернет. “Дай наличку” (требуют продавцы. - авт.), потому что ни одного терминала нет”.
Отказаться от такой прогрессивной системы это все равно, что, изобретя колесо, убояться его и отказаться использовать - “зашибет же!”. Или еще лучше - принудительно вернуться в каменный век и снова начать таскать на себе убитых мамонтов и отказаться от денег. Так привычней и никакие хакеры в наши кошельки не залезут. Это все равно что навсегда перестать выходить из дома в большой мир под предлогом “а вдруг кирпич на голову упадет?” |