Анна Шелепова
В прошлом номере “НП” была опубликована статья “Да, скифы мы...”. Напомним вкратце. Речь шла о случае очередного чиновничьего беспредела, точнее о том, как из Иссыкского музея уволили известного археолога Бекена Нурмуханбетова, нашедшего в 1970 году символ сегодняшнего Казахстана - Золотого человека
Поразил нас в этой истории даже не столько факт увольнения, сколько моральная сторона этой истории. Парадоксально выглядит история еще и потому, что археолога уволили из музея, который был создан по его инициативе и лично по указу президента Казахстана. Словом, эта ситуация стала показательным примером того, насколько вяло общество и государство относится к своим героям.
Вообще, ситуация довольно странная - энтузиастов в таком деле днем с огнем не сыщешь. Казалось бы, радоваться областным руководителям надо бы, что в музее есть профессионал, готов проводить экспедиции, а его, мягко говоря, попросили на пенсию.
После публикаций в прессе история развивалась по довольно предсказуемому сценарию. Домой к бывшему хранителю Иссыкского музея, археологу лично приехал начальник областного управления культуры г-н Жанпеис. Он объяснил аксакалу, что вышло недоразумение. Мол, не так археолог понял ситуацию. По словам чиновника, в области функционируют несколько музеев. В них трудятся несколько сотрудников пенсионного возраста, в числе которых и Бекен Нурмуханбетов. Письменные уведомления об увольнении были разосланы всем сотрудникам пенсионного возраста, но приказ об увольнении археолога никто не подписывал. Г-н Жанпеис также сообщил Бекену Нурмуханбетову, что тот может спокойно работать, поскольку договор с ним продлен.
Однако теперь археолог будет работать в недавно созданной организации “Центр культурного исторического наследия”. Чиновник также сообщил, что у археолога будет свой кабинет, оснащенный всем необходимым оборудованием, чтобы Бекен-ата мог плодотворно трудиться. Чиновник положительно отреагировал и на просьбу археолога выделить современный компьютер.
Впрочем, в том, что после публикаций в прессе с археологом продлят контракт, никто и не сомневался. Речь в статье, в общем-то, шла о другом. Археолога гораздо больше собственной судьбы интересовала судьба самого музея. Бекен-ата переживал о том, что после реставрации в Иссыкском археолого-краеведческом музее оказались исковерканы исторические факты. И сейчас этот вопрос остается актуальным.
Экспозиции не соответствуют исторической реальности, факты искажены, все, что находится внутри музея, напоминает выставку-солянку, а не музейную экспозицию. Именно эта ситуация и гложет археолога. Все это археолог озвучил начальнику управления, и тот клятвенно пообещал учесть все замечания и разобраться. Бекен-ата попросил о том, чтобы при музее в летнее время была создана и работала экспедиция, по результатам которой можно было бы сделать экспозицию в музее. Чиновник пошел навстречу и в этом. Пока, правда, только на словах. |