|
Константин Маскаев
Неприятным инцидентом запомнился пассажирам рейс 910 Сеул - Алматы 21 декабря авиакомпании “Эйр Астана”. Причина - в неадекватном поведении одного из пассажиров салона экономического класса
Как позже рассказала директор по связям с общественностью авиакомпании Белла Тормышева, примерно за два с половиной часа до посадки в аэропорту назначения ничем не примечательный пассажир вдруг повел себя неподобающе ситуации. Он стал громко и не вполне разборчиво произносить реплики и фразы, напоминающие мусульманские молитвы, и снял с себя всю одежду. Бортпроводнице, заметившей такое необычное поведение, не удалось успокоить пассажира. Пришлось обратиться за помощью к другим коллегам по экипажу.
Когда проводник вместе с бортинженером вошли в салон, обнаженный пассажир уже извивался в проходе, продолжал выкрикивать нечто нечленораздельное, кричал и плакал.
Часть пассажиров, особенно дети, оказались напуганы. Возмутитель же спокойствия на уговоры не поддавался, его пришлось связать, усадить в кресло, укрыть пледами и попытаться успокоить.
Огромное спасибо пассажирам, которые помогали экипажу в этой сложной ситуации.
К слову, основной и крупнейший отечественный пассажирский авиаперевозчик не стремится к введению “черного списка” для некоторых пассажиров, чье поведение на борту ранее оказалось оскорбительным, опасным для окружающих. В такой ситуации спокойствие и безопасность пассажиров может обеспечить только экипаж. Поэтому, в частности, бортпроводники проходят специальное обучение и психологические тренинги, чтобы уметь общаться с дебоширами и предотвращать конфликты.
О других более приятных новостях и новациях авиакомпании мы также расспросили Беллу Тормышеву.
Например, о том, что привычный бумажный авиабилет, похоже, уходит в прошлое. С середины 2008 года “Эйр Астана” первой среди авиакомпаний Центральной Азии полностью перешла на электронные билеты - в полном соответствии с практикой Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), внедренной сегодня уже более чем в 150 странах мира. Уже более 60 тысяч агентств осуществляют продажу электронных авиабилетов. Среди них - 130 агентств в Казахстане и Кыргызстане. Приобрести билет стало гораздо проще, можно легко поменять дату вылета или прилета и не нужно беспокоиться в случае потери билета. А еще - электронный билет экономит почти 3 миллиарда долларов в год в мире. Поскольку производство одного бумажного билета и технологический процесс его оборота обходятся бумажной промышленности в 10 долларов.
- Резонно спросить, почему же цены на билеты остаются такими высокими? Планируется ли снижение их стоимости?
- Прежде следует отметить, что наши цены на авиабилеты остаются конкурентоспособными. Они складываются из расходов, которые несет авиакомпания. Мы эксплуатируем современные воздушные суда и осуществляем их качественное техническое обслуживание. Стоимость билета складывается из следующих составляющих: топливо и ГСМ - 21 процент, персонал -17 процентов, расходы на пассажиров - 6 процентов, лизинг воздушных судов и запасных частей - 14 процентов, техническое обслуживание воздушного судна - 16 процентов, налоги и таможенные платежи - 1 процент, навигация и метеообслуживание - 4 процента, аэропортовое и наземное обслуживание воздушного судна - 13 процентов, продажи - 7 процентов, прочие расходы - 2 процента, рентабельность - 3 процента. То есть сверхприбыли мы не получаем, хотя являемся успешной авиакомпанией, которая постепенно обретает признание международной общественности как один из лидирующих авиаперевозчиков в регионе Центральной Азии и СНГ. Если сравнить тарифы авиакомпании с тарифами большинства других международных и местных авиалиний, можно увидеть, что цены “Эйр Астаны” сопоставимы или ниже, чем у конкурентов. Поэтому в ближайшее время снижать цены мы не планируем, так как это сделает наш бизнес нерентабельным. Но у нас существует более 500 видов тарифов: от минимальных до максимальных и, если планировать поездку заранее, можно купить билет по самой низкой цене.
- Где лучше покупать билет?
- Можно купить билет в офисах по продаже билетов “Эйр Астаны”, в аэропорту или в городах, либо воспользоваться услугами аккредитованных ИАТА агентств. Кстати, аккредитованные агентства не должны взимать со стоимости авиабилета комиссионные сборы, так как их оплачивает агентству сама авиакомпания. Также можно приобрести билет на сайте авиакомпании, который, к тому же, содержит массу полезной информации. Кроме того, с этой осени произвести оплату за авиабилет можно в любом отделении “Сбербанка России” или “Казкоммерцбанка”. Предварительно нужно позвонить в Call Centre “Эйр Астана” no телефону +7 727 244 44 77 в Алматы и 58 44 77 - в других городах Казахстана и забронировать билет. Оператор сообщит точную сумму, которую затем и нужно будет оплатить в отделениях данных банков. Удостовериться, что билет забронирован и выписан, можно на сайте
www.airastana.com
.
- Что должен знать пассажир при покупке авиабилета?
- Прежде всего нужно обратить внимание на условия тарифа, в которых обозначено, можно ли поменять дату вылета или вернуть полную или частичную стоимость билета. Чем выше цена билета, тем более гибкие условия тарифа. Регистрация на рейсы начинается за два часа и заканчивается за 40 минут до вылета. Норма провоза бесплатного багажа в эконом-классе составляет 20 килограммов, в бизнес-классе - 30 килограммов. Каждый килограмм свыше этого оплачивается дополнительно. Особые правила авиакомпании предусматривают перевозку музыкальных инструментов, хрупких предметов, спортивного инвентаря либо домашних животных. Просто об этом следует сообщить в Call Centre. Также можно не позднее, чем за день до вылета, обратиться за услугой предоставления детской люльки, инвалидной коляски или заказать специальное питание. Авиакомпания предоставляет более 20 видов специального питания: младенческое, детское, диетическое, вегетарианское и т.д. Доступна услуга он-лайн-регистрации на сайте “Эйр Астаны” за 24 часа до вылета. Кроме того, официальный сайт авиакомпании дает массу возможностей: бронирование и покупку авиабилета, выбор места в салоне, аренду отеля и автомобиля в месте назначения, просмотр расписания полетов и информацию о вылетах и специальных предложениях.
- А если пассажир опоздал на рейс или заболел и не явился на регистрацию вовсе?
- Он должен обратиться к своему агенту по продаже или в центр бронирования и информации и уточнить правила применения данного тарифа, так как не все билеты являются возвратными, и об этом пассажир должен быть осведомлен при покупке. Если билет возвратный, то часть средств пассажиру будет возвращена.
- Существуют ли специальные акции для студентов, пожилых людей, как это практикуется в других странах?
- В “Эйр Астане” введены постоянные льготные тарифы для пассажиров от 12 до 25 лет и старше 60 лет, по которым можно приобрести определенное количество мест на всех внутренних и международных маршрутах. Каждую весну, накануне Дня Победы, “Эйр Астана” помогает участникам Великой Отечественной войны увидеться со своими друзьями и однополчанами в разных городах Казахстана и стран СНГ, предоставляя бесплатные билеты им и сопровождающим их лицам. В 2009 году данная акция была продлена до конца года. В 2008 году бесплатными авиабилетами воспользовались 241 ветеран и 89 сопровождающих лиц, а в 2009 году - более 1100 ветеранов.
В зависимости от сезона действуют и различные спецпредложения. В этом году, например, введена новая акция “Предварительная продажа”, благодаря которой можно приобрести билеты по сниженным ценам (в два раза ниже обычной стоимости) - за 21 день до вылета на внутренних направлениях и за 60 дней до вылета на международных направлениях. Накануне стартовала интернет-кампания “Счастливая 7-ка”, участвуя в которой можно купить билеты на определенные международные направления из Алматы и Астаны по стоимости на 45 процентов ниже обычной. |