Ботагоз Омар
В период кризиса возрастают суммы по недоимке налогов. С одной стороны, это говорит об активизации социальных проектов, запускаемых отечественными предпринимателями. Но с другой, учитывая, что бюджет - это те же пенсии и различного рода социальные пособия, ликовать по поводу такой социальной ответственности не приходится
Как говорит официальная статистика, по состоянию на 1 ноября недоимка по налогам и платежам в бюджет в целом по стране составила 133 миллиарда тенге. По сравнению с началом года эта цифра увеличилась на 64,4 процента.
На данный период наибольший удельный вес недоимки сложился по корпоративному подоходному налогу - 71,4 миллиарда и налогу на добавленную стоимость - 41,5 миллиарда тенге. Недоимка по пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды по состоянию на 1 ноября составила 5,9 миллиарда тенге. Причем по сравнению с началом года эта цифра возросла на 36,7 процента, или на 1,6 миллиарда тенге.
Как сообщили “НП” в налоговом комитете Минфина, в соответствии с новым Налоговым кодексом от уплаты корпоративного подоходного налога в нашей стране освобождаются организации, которые осуществляют деятельность в социальной сфере. То есть это те компании, которые не менее 90 процентов доходов получают от деятельности в сфере медицины, образования, науки, спорта, культуры, библиотечного обслуживания, в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов. Также не подлежат налогообложению доходы организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 51 процента от общего числа работников. К ним относятся и те предприятия, в которых не менее 51 процента общих расходов тратится на оплату труда.
В новом Налоговом кодексе есть еще один стимул для повышения социальной ответственности бизнеса перед обществом. Речь идет о возможности трехпроцентного уменьшения налогооблагаемого дохода на сумму затрат по объектам социальной сферы, а также по поддержке некоммерческих организаций, оказанию спонсорской и благотворительной помощи налогоплательщиком. В условиях кризиса предприятия выигрывают и при обучении своих сотрудников. Например, фискальное законодательство позволяет им относить на вычеты все фактически понесенные расходы на обучение, в том числе на проезд к месту учебы и обратно, наем жилья, суточные на период обучения и оплату обучения работника. А расходы на обучение казахстанцев, не являющихся работниками предприятия, относятся на уменьшение налогооблагаемого дохода.
Список этот можно продолжать до бесконечности. Каждый бизнесмен знает, что выжить, а особенно в период кризиса, можно, если нанять опытного бухгалтера. Главное при этом - не переусердствовать, ведь успешность отечественного бизнеса также нередко зависит от стабильности самого государства.
Aстана |