Жанар Секербаева
Заместитель акима Южно-Казахстанской области Али Бектаев не считает детский труд противозаконным. “Где отмечено, что он приводит к умственному и физическому ущемлению?” - искренне удивлялся чиновник. Замакима вспомнил детство, когда с семи лет он начал убирать хлопок, добавив при этом, что и нынешнего министра образования Жансеита Туймебаева постигла такая же “участь”
“Мы, южноказахстанцы - и дети, и взрослое население - всю жизнь собираем хлопок, который возделывают только в ЮКО. Так воспитывался характер, чувство коллективизма”, - пафосно заявил заместитель акима Южно-Казахстанской области Али Бектаев на межведомственном заседании в Министерстве образования и науки. Чиновник никак не мог поверить, что директора школ могли “заставить” детей выйти на уборку хлопка. По его мнению, в пропуске занятий повинны родители, которые озабочены достатком в семье.
Цифры, которые могли бы убедить южного замакима в страшных последствиях детского труда, привела координатор проекта Международной организации труда (МОТ-ИПЕК) в Казахстане Дана Жандаева. В рамках госпрограммы “Дети Казахстана” в Алматинской области был создан социальный пилотный центр для детей по профилактике и предупреждению наихудших форм детского труда. Было выявлено 600 детей в возрасте от 7 до 17 лет (80 процентов в ЮКО и 20 процентов в Алматинской области), которые вместо учебы занимались поденщиной. Причем - за гроши. Самое большее, что получали ребята за день тяжелейшего труда, - тысяча тенге. Работодатели также используют оплату продуктами и вещами.
Малолетним работникам не предоставляют никаких условий для отдыха, перевозки (были случаи, когда детей везли в железных контейнерах), нормального питания. Дети трудятся на хлопковых полях, плантациях табака, свеклы, оказывают различные услуги на дому, по найму, моют автомашины, торгуют на базарах. Были выявлены и случаи оказания интимных услуг. Дана Жандаева не исключила и работу на маковых полях, но такую информацию не распространяют. Школьники же называют одну причину, по которой они вынуждены трудиться, - необходимость помочь родителям.
Проведенная работа проекта МОТ-ИПЕК позволила собрать данные о реальном положении детей, а также создать рекомендации. Среди них принятие мер для улучшения условий труда легально работающих детей (то есть в соответствии с условиями работы и с возрастом), наличие на рабочих местах чистой питьевой воды, туалетов, душевых, обеденных столов, наборов по оказанию первой помощи и т.д.
Также в проекте выделено содействие малообеспеченным и многодетным сельским семьям в получении государственных социальных пособий (адресной социальной помощи) в соответствии с отечественным законодательством. Кроме того, рекомендуется внедрить программы по повышению экономической грамотности населения, развитию навыков малого предпринимательства, получения кредитов и других, направленных на повышение активности и ответственности взрослых членов семьи.
Парадоксально, что за предоставление права детям на труд высказалась и председатель Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Раиса Шер. “Такое право нужно предоставить в разумных мерах. Работу на хлопковых полях, табачных плантациях Международная организация труда признает опасными. К этому надо прислушиваться!” - отметила чиновник. При этом министра образования и науки Жансеита Туймебаева больше беспокоит имидж республики. “Использование принудительного детского труда недопустимо. К тому же оно плохо сказывается на имидже страны”, - отметил глава ведомства. Удалось ли им убедить замакима ЮКО Али Бектаева, неизвестно. Но об опасности и недопустимости детского труда четко прописано в международных конвенциях, многие из которых уже ратифицированы Казахстаном.
Астана |