Ботагоз Омар
Для отечественных бизнесменов число разрешительных документов в общей сложности будет сокращено на 35 процентов. Соответствующие законопроекты уже вносятся в парламент. Однако практика показывает, что в регионах бюрократических барьеров, не предусмотренных в законодательстве, намного больше
Уже не первый год, как страна предпринимает попытки подняться в международном рейтинге по легкости ведения бизнеса. В этом году в докладе Doing Business-2010 Казахстану удалось улучшить свои показатели на 7 позиций по сравнению с прошлым годом, поднявшись с 70 на 63-е место. Тем не менее республика останавливаться в этом вопросе не намерена.
Как сообщил на недавнем заседании правительства вице-премьер Серик Ахметов, в нашей стране более одной тысячи различных разрешений, в том числе 504 лицензии и 500 других видов разрешительных процедур по сертификации, аккредитации, аттестации и различным согласованиям. Почти 35 процентов, или 348 разрешительных процедур, в ближайшее время в стране будет отменено.
Такое решение было принято после всестороннего анализа ситуации в нашей стране по 11 индикаторам. Отечественных экспертов консультировали в этих вопросах представители Всемирного банка.
Законопроекты, направленные на сокращение и упрощение процедур, будут внесены в правительство в феврале 2010 года. Поправки, принятые уже в текущем году, сократили сроки рассмотрения заявлений при получении разрешений на строительство почти в 3 раза (с 211 до 81 дня), а сроки рассмотрения технических условий на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения сокращены почти в 4 раза (с 30 до 8 дней).
А, например, агентством по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (АДСЖКХ) было предложено в Правилах экспертизы проектной документации на строительство сократить количество процедур на 5. Это позволит уменьшить продолжительность экспертизы на 116 дней.
Между тем, по словам директора департамента государственного архитектурно-строительного контроля, аттестации и аккредитации АДСЖКХ Галымжана Абдраймова, “на практике количество разрешительных документов намного больше, чем количество указанных разрешений в законодательных и подзаконных актах”. По его информации, многие непредусмотренные в законодательных актах разрешительные документы выдаются местными органами архитектуры и градостроительства, государственного архитектурно-строительного контроля и прописаны в территориальных правилах застройки.
Например, в Алматы сроки рассмотрения заявки на получение разрешения на производство строительно-монтажных работ составляют 30 дней, тогда как, согласно приказу Министерства индустрии и торговли, срок рассмотрения должен составлять 14 дней. Расхождение касается не только сроков, но и числа разрешительных документов.
Управление архитектуры и строительства Алматы выдает архитектурно-планировочное задание на основании 11 документов, тогда как, согласно постановлению правительства, на эти цели необходимо всего 4 документа. По словам Галымжана Абдраймова, аналогичные нарушения выявлены и в Астане, где выдаются непредусмотренные законодательством разрешительные документы.
Астана |