|
Алан Байтенов
Кто хоть раз сталкивался со сдачей налоговых отчетностей посредством Интернета, знает, что такое СОНО - система обработки налоговой отчетности. Или, попросту, электронная программа сдачи налоговых деклараций. Основная идея - облегчить ежеквартальные налоговые отчеты. То есть, по замыслу разработчиков, все для народа. Однако скажем сразу, народных программ, к которым прилагается более сотни страниц инструкций по установке и использованию, в природе не существует
Началось все с того, что Налоговый комитет (хотя, скорее всего, руководство его руководства) принял решение убрать очереди и избавить налогового инспектора от общения с налогоплательщиком (припоминаете? одно время была модной идея сокращения бумажного документооборота). По механизму, который работал до введения СОНО и подобных ей программ, налогоплательщик сдавал свои отчеты по специальной бумажной форме. После чего инспектор вбивал цифирь сам в подобную программу и отправлял куда следует, а именно в Центр приема и обработки информации налоговых органов.
Вообще, считая, что Налоговая и без того трудится сверхплана, решено было сократить бумажный оборот, а обязанности переложить на самого налогоплательщика. С одной стороны, все в выигрыше - не надо стоять в очереди, чтобы сдать форму, и есть возможность отправить отчетность с офисного компьютера или из специального терминала. Налоговики посчитали и пришли к выводу - все, что делал налоговый инспектор, вполне по силам среднестатистическому гражданину. Интересно только: убрав некоторые обязанности с налогового инспектора, ему снизили зарплату пропорционально нагрузке?
А в остальном идея безумно хороша, одним выстрелом можно было снять головную боль от пребывания в огромной очереди и существенно снизить риск возможного мздоимства. Первыми ласточками стали две программы: “Электронные формы налоговой отчетности” (ЭФНО) и информационная система “Учет доходов физических лиц, облагаемых у источника выплаты” (ИСИД). Несомненно, и у этих программ были свои недочеты, однако они у нас все же прижились, особенно ЭФНО. По крайней мере, первые программы могли сносно работать на откровенно технически слабых компьютерах налоговых терминалов.
Но позже по какой-то причине в удовлетворительно работающий механизм решили залезть. Вполне возможно, для того чтобы ускорить его работу или облегчить операцию сдачи. Первую серию обновлений программы все же выдержали. Тогда, правда, необходимо было переделать свой “профайл”, то есть учетную запись, по которой программа идентифицировала именно вас как налогоплательщика. Проблемы возникли в первую очередь с этим. Люди сдавали ставшую архаизмом дискетку, на которую впоследствии сотрудники налоговой записывали ваш персональный код. От дискет мир отказался еще в 90-е по причине их малой вместительности и низкой надежности. Кстати, надежность их и стала основной проблемой - только что выданные “ключи” отказывались работать и их приходилось переделывать по нескольку раз. А ведь каждая дискетка готовилась порядка трех - четырех рабочих дней. И нередко налогоплательщикам даже впаивали штрафы за сдачу налоговой отчетности не в срок.
Но и с этим народ разобрался: ключи, записанные на дискетах, начали сбрасывать на надежные карманные накопители, да и в хитросплетениях обновлений тоже смогли сориентироваться. И тут к нам на помощь пришел новый, как его за глаза называют, - монстр СОНО. Вот тогда взвыли не только представители малого бизнеса, у которого, как правило, руководитель и бухгалтер - одно лицо, но и бухгалтеры по специальности и призванию.
В дни сдачи очередной квартальной налоговой отчетности даже сам персонал Налогового комитета заметно активизируется. Кто-то дежурит в терминале, кто-то, не выдержав и понимая в глубине души всю абсурдность программы, начинает грубить, а кто-то пьет валерианку, кстати, нередко делясь ею с налогоплательщиками. Разработчики добились чего хотели - с СОНО и налоговый инспектор, и налогоплательщик работают рука об руку, как единое целое.
Основная проблема СОНО в ее, так сказать, завышенных аппаратных требованиях. Слабые компьютеры терминалов тяжело переваривают ее программные коды. И если до введения СОНО процесс налоговой отчетности занимал не более 40 минут, то теперь он может занять несколько часов. Большую часть из которых проводишь в ожидании загрузки программы, загрузки форм налоговой отчетности и отправки этих самых заполненных форм. Но, помимо крайне медленной обработки информации, с программой случаются непредсказуемые “провисы”. Тогда все приходится делать заново. Тем самым программа, по сути, направленная на борьбу с очередями, наоборот, их собирает. Более того, нередки случаи, когда налоговые отчетности просто не проходят. По мнению специалистов, программа СОНО может обрабатывать одновременно около 4 тысяч налоговых отчетностей, хотя должна в 16 раз больше. По всей видимости, проблема в технической мощи серверов, что заняты обработкой информации.
Вообще, мы имеем право сдавать отчетность в трех видах: в электронном, бумажном и через специальный почтовый сервис. Однако отправка почтой стоит определенных денег, более того, как показала практика, не всегда отчеты доставляются в срок. В общем, такому способу мало кто доверяет.
Остаются два: электронный и бумажный. Но налоговые инспекторы отправляют налогоплательщиков в терминал, ссылаясь на то, что загружены до отказа. Между тем, как мы все же узнали из компетентных источников, налогоплательщик вправе сам выбирать способ сдачи деклараций. Остается только доказать это вашему налоговому инспектору. |