ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Побег из Казнета Право

Ярослава Науменко
Президент Казахстана подписал закон о регулировании Интернета. Обсуждения в сети говорят о том, что большая часть отечественных пользователей все-таки была уверена - глава государства наложит вето на противоречащие принципам свободы слова поправки АИС. Но этого не произошло. Все сайты теперь превратятся в СМИ с соответствующим списком обязательств

По поводу закона казахстанский блогер adam_kesher написал: “Президент показал, что контроль на данном этапе значительно важнее имиджа. Жить будет интереснее: во-первых, посмотрим, как закон будут применять. Во-вторых, теперь надо работать над изменением изменений”. Так что запасаемся попкорном и готовимся наблюдать второй акт спектакля под названием “Как же чиновники собираются на деле контролировать Интернет?” Вероятно, в лучших традициях отечественной борьбы за законность последует череда громких судов, дабы “остальным неповадно было”.
Текст закона еще официально не опубликован и даже активисты-противники его принятия не в курсе, в каком виде он вступит в силу. Были предложены десятки поправок и дополнений, но известно одно - сайты отныне приравнены к средствам массовой информации. Впервые в истории мирового информационного права.
Еще два года назад кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности дала авторитетное юридическое заключение по вопросу о правовой природе сайтов: “Интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы”.
“Ни в одной из зарубежных индустриально развитых стран интернет-сайты не относятся законодательством к средствам массовой информации, - гласит заключение, - и не подлежат обязательной регистрации в таком качестве, а их создание и ведение без регистрации в качестве средства массовой информации не влечет наступления юридической ответственности. Попытки принятия законодательных актов, закрепляющих обязательную регистрацию интернет-сайтов в качестве СМИ, предпринимались в 2003 - 2005 годах в Турции и Канаде, однако подобные законопроекты так и не были приняты, в том числе в силу отсутствия юридических механизмов реализации такой правовой модели легитимации интернет-сайтов”.
Особенно интересно наблюдать за происходящим вокруг Казнета сквозь призму Концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 2008-2012 годы, одобренной правительством в апреле прошлого года и опубликованной на сайте АИСа. Этот документ был призван преодолеть информационное неравенство.
“Единственным порталом сохранения и развития истории Казнета по-прежнему остается информационно-просветительский портал “Lyakhov.kz - Большая энциклопедия Казнета” - проект Александра Ляхова”, - сетуют авторы концепции. - Практически отсутствуют в Казнете электронные библиотеки, слабо развиты ресурсы системы образования и науки, - жалуется “Концепция”... - У многочисленных групп населения не сформированы информационные потребности, информационное пространство Казнет не стало для большинства населения Казахстана частью повседневной жизни”.
Для того чтобы интернет-ресурс стал узнаваемым и посещаемым, нужна критическая масса заинтересованных добровольных пользователей. У нас телевидение-то - сплошная ретрансляция и калькирование российских развлекательных программ. А “уникальный казахстанский контент” - это по большей части малоинтересный официоз или продукт “распиливания” тендерных денег.
“Государство должно взять на себя роль катализатора происходящих перемен, координатора действий всех участников Казнета, сформировать такую правовую и нормативную базу, которая направит их в русло, благоприятное для развития общества и личности” - вещает концепция. Хотя именно из-за вмешательства чиновников у Казнета и нет самого главного - стихийности. Нет массовой заинтересованности - когда люди добровольно начинают создавать и посещать информационные ресурсы. Причем потому, что им самим интересно, а не потому, что сверху приказано создать казахстанскую блог-платформу или пару десятков ура-патриотических сайтов.
Контролировать Интернет - дело неблагодарное. Толку, что так делали в Китае - недовольные положением дел, как мы видим, все равно собрались и устроили массовые протесты.
Казахстанским чиновникам стоит знать: в сети нет географической принадлежности - физически хостинг сайта может находиться в любой стране мира (хоть в США, хоть в Антарктике, хоть в Папуа-Новой Гвинее). Как ловить нарушителей в таком случае, непонятно. А любая блокировка легко обходится внутри республики и не работает за пределами юрисдикции отечественных операторов связи.
Еще один важный момент. Закон о регулировании Интернета сведет к минимуму и без того низкую инвестиционную привлекательность Казнета. Себестоимость интернет-бизнеса (который в нашей стране в зачаточном состоянии) возрастет по примерным расчетам от 10 до 30 процентов. Ведь к каждому сайту придется “приставить” модератора, который станет денно и нощно фильтровать сообщения.
- Все провайдеры отметили, что придется повысить стоимость работ, - говорит Адиль Джалилов, директор по развитию международного центра журналистики MediaNet. - Содержать сайты будет дороже, то есть рентабельность в Казнете понизится, а себестоимость увеличится. Наше исследование показало, что посещаемость Казнета упадет.
В концепции развития Казнета было важное заявление: “При разработке нормативных правовых актов в области Интернета целесообразно придерживаться принципа, что Интернет не является ни объектом, ни субъектом правового регулирования. Применение локальных правовых норм к таким правоотношениям без учета и связи с законодательством других стран может быть неэффективным”, а все проблемы Казнета должны решаться “на уровне организационного взаимодействия участников интернет-сообщества, без использования методов государственно-правового регулирования”. Концепция развития отечественного информационного пространства, вероятно, теперь обречена остаться просто набором громких слов и нереализуемых планов.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение