|
Алла Иванилова
Если верить министру транспорта и коммуникаций, в Казахстане улучшилось техническое состояние автодорог, гражданская авиация перешла на современные международные стандарты, а на железнодорожном транспорте увеличился пассажиропоток. В правительстве уверены, что транспортная отрасль в посткризисный период может стать “одним из локомотивов роста экономики”. Однако летать дешевле казахстанцы смогут еще не скоро... Обо всем этом министр сообщил депутатам на правительственном часе в понедельник в Астане
В прошлом году на ремонт и реконструкцию автодорог республиканского назначения было израсходовано более 105 миллиардов тенге. В итоге... два километра привели в надлежащее состояние. В этом году в бюджете предусмотрен еще 101 миллиард тенге, который позволит отремонтировать еще два километра дорожного полотна.
Впрочем, если республиканские дороги худо-бедно чинятся, то местные давно не видели ремонта, поскольку выделяемых акиматами средств недостаточно. Около 300 сельских населенных пунктов вообще не имеют связи с областными и районными центрами, подъезды к более чем 2000 аулам находятся в неудовлетворительном состоянии. Самые плохие дороги в Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Костанайской областях. Власти обещают в текущем году улучшить состояние местных дорог и улиц на протяжении 2745 километров. Из республиканского бюджета в виде целевых трансфертов с 2009 по 2011 год будет направлено 66 миллиардов тенге (без учета городов Астана и Алматы). Ремонтом охватят 6,6 тысячи километров, или 9 процентов местной сети.
Особое значение придается транспортному коридору Западная Европа - Западный Китай. Согласно ТЭО, с созданием данного коридора средняя скорость грузовых автоперевозок увеличится в два раза - с 30 до 60 километров в час с учетом отдыха и дозаправок. Власти уже приступили к реализации мега-проекта. Правительством привлечены заемные средства пяти международных финансовых институтов на общую сумму 3,5 миллиарда долларов, подписаны меморандумы с Россией и Китаем, готовится к подписанию меморандум с Европейским союзом.
Все новые проекты автодорожной отрасли проводятся с усилением дорожной одежды с нагрузкой на ось 13 тонн вместо 6 существующих, с применением современных мировых технологий. 4-6-полосные дороги с раздельным потоком будут построены в бетонном исполнении, что позволит увеличить срок службы до 20 лет без капремонта и обеспечить безопасность. Так, по автодорожному участку Астана - Щучинск показатели ДТП только в период реконструкции снизились в 1,5-2 раза. Чиновники уверены, что в текущем году после завершения работ эти показатели будут доведены до минимума, как на уровне развитых стран Европы.
Что касается железнодорожной отрасли, то в последние годы наблюдается тенденция увеличения аварийности, количества сходов из-за несвоевременного производства капремонта путей. 20 процентов железных дорог требуют такого ремонта. До 70 процентов составляет износ по подвижному составу.
В прошлом году принят план реконструкции отрасли, рассчитанный на 2008-2010 годы. Начата реализация ряда проектов, направленных на обеспечение роста экспортных и транзитных перевозок, оптимизацию маршрутов, развитие межрегиональных сообщений, повышение скорости и снижение себестоимости. Проект Коргас - Жетыген (протяженностью 298 километров) позволит открыть второй пограничный пункт железнодорожного перехода с Китаем и существенно разгрузит станцию Достык. 12 апреля начато строительство железнодорожного участка Ералиево - Курык, целью которого является развитие береговой инфраструктуры Прикаспия. С четвертого квартала за счет бюджетных средств начнется строительство железнодорожной линии Узень - граница с Туркменистаном (общая протяженность 678 километров, 138 километров по Казахстану). Эта линия, являясь частью международного коридора Север - Юг, обеспечит прямое соединение Казахстана со странами Персидского залива.
Увы, самое плачевное состояние дел в гражданской авиации. В прошлом году воздушный парк страны пополнился пятью новыми судами “Боинг” и “Эйрбас”. Таким образом, сегодня в Казахстане задействовано 23 современных самолета западного производства, на которых осуществляется до 85 процентов авиаперевозок. В 2010 году АО “Эйр Астана” планирует приобретение еще двух региональных воздушных судов нового поколения. Однако самолетов катастрофически не хватает.
Ситуацию усугубляет то, что в апреле Европейская комиссия занесла в “черный список” шесть казахстанских авиакомпаний, запретив им пользоваться воздушным пространством Евросоюза ввиду несоответствия воздушных судов современным техническим стандартам. Как сообщил министр транспорта и коммуникаций Абельгази Кусаинов, “с марта 2010 года до 47 казахстанских воздушных судов не будут допущены к эксплуатации, как не соответствующие требованиям ИКАО”.
Дабы не выпасть из воздушного пространства, власти Казахстана в прошлом году создали АО “Казахстанская транспортная лизинговая компания”. Требуемый объем инвестиций на приобретение 10-15 региональных воздушных судов сегодня составляет 42 миллиарда тенге, прорабатывается вопрос о предоставлении государственной гарантии.
Сегодня все мировые авиакомпании испытывают трудности. В Казахстане пассажироперевозки авиатранспортом за четыре месяца текущего года снизились на 11 процентов, а по отдельным компаниям - на 43 процента. Поэтому Минтранском решил поддержать авиакомпании деньгами пассажиров. Депутаты удивились - авиакеросин по сравнению с прошлым годом подешевел вдвое, соответственно, упали цены на авиабилеты практически всех мировых компаний. Казахстанские же перевозчики стоят насмерть. Почему? “Снижать цены на билеты сегодня проблематично, - уверяет министр. - Если вчера наполняемость самолета составляла 70 процентов, то сегодня этот показатель упал, и если еще снизить цены на билеты, то они (авиакомпании. - “НП”) просто-напросто обанкротятся и завтра не на чем будет летать”.
В качестве утешения министерство сделало бесплатным перелет в течение всего года для инвалидов и участников ВОВ, а также предоставило 50-процентную скидку для сопровождающих лиц. Это стало возможным благодаря отмене горячего питания в самолетах, перелет которых длится не более 1 часа 30 минут.
Астана |