|
Алла Иванилова
В парламенте уже больше года рассматривается проект закона “О противодействии бытовому насилию”. Депутаты в очередной раз посчитали правительственный вариант не совсем полным и инициировали свой законопроект
Противодействовать бытовому насилию в стране пытаются с 1999 года. Именно тогда Казахстан присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин. Разрабатывать законопроект “О противодействии бытовому насилию” в МВД начали четыре года назад по поручению главы государства, которое он дал на Республиканском форуме женщин. В “семейной конституции” прописали нормы, регламентирующие отношения не только между официальными, но и гражданскими супругами, а также между бывшими мужем и женой.
После того, как документ поступил в парламент, депутаты его тщательно изучили и пришли к выводу, что он не в полной мере может противодействовать бытовому насилию, как это указывается в названии. Тогда народные избранники инициировали свой проект закона, призванный защитить женщин и детей, и даже, в отдельных случаях, мужей от семейных тиранов.
“Мы смоделировали все возможные ситуации домашнего насилия и применительно к каждой из этих ситуаций расписали процессуальные обязанности полицейских и судов, меры ответственности правонарушителей, меры безопасности для жертв бытового насилия”, - отметил мажилисмен Жакип Асанов. По мнению депутатов, существует четыре ситуации. Первая, когда в действиях семейного тирана нет признаков ни административного, ни уголовного правонарушения. “Своим поведением он создает неудобства в жизни жертвы. Ходит к ней на работу, надоедает телефонными звонками, преследует”, - поясняют парламентарии.
В этом случае, считают законодатели, полицейские должны провести с ним профилактическую беседу и вынести предупреждение. Если он остался равнодушным к беседам стражей порядка, то суд вправе оштрафовать преследователя (от 5 до 7 МРП). Тех, кто и после этого продолжает преследовать свою вторую половину, уже ждет арест до четырех месяцев.
|
Поднял руку на жену, кто виноват: он, она, дети, кризис? Защитит парламент... |
Вторая ситуация, описанная парламентариями, предусматривает положение, когда муж не просто преследует жену, а нецензурно ругается и распускает руки. В этом случае депутатский законопроект дает право полиции задержать насильника до 48 часов. За это время суд должен рассмотреть дело и вынести решение. Наказание может быть в виде штрафа и ареста. Наряду с этим служители Фемиды по просьбе жертвы могут установить в отношении дебошира ограничения в его поведении. К примеру, не подходить к жене на определенное расстояние или не звонить ей.
Третья ситуация - когда бытовое насилие квалифицируется уже как уголовное преступление. Это умышленное причинение телесных повреждений, истязания, которые могут привести к больничной койке. А драчуна - в СИЗО.
И последняя, четвертая ситуация, предусмотренная депутатами, сводится к тому, когда жертва сама обращается в суд и самостоятельно добивается ограничения действий виновного. Но таких случаев очень мало. Обычно в семье предпочитают не выносить сор из избы, а некоторые вообще руководствуются принципом “бьет - значит, любит”.
В республике сегодня работают 24 кризисных центра, куда за помощью обращаются десятки тысяч женщин. В Астане, Караганде, Шымкенте и Алматы действуют аналогичные консультативные центры и для мужчин. При центрах существуют телефоны доверия. Работники таких временных прибежищ отмечают, что женщины хоть и ругают своих мужей и даже грозятся пойти в полицию, однако на деле до этого не доходит. В итоге скандал решается “полюбовно”. Мужчинам же, попадающим под гнет своих благоверных, и вовсе стыдно идти в правоохранительные органы.
Народные избранники уверены, что их законопроект более строгий и действенный, чем правительственный. К тому же он решает все проблемы, связанные с правоохранительной деятельностью.
До конца июня мажилисмены намерены внести на пленарное заседание в первом чтении два пакета законопроектов - о профилактике правонарушений и противодействии бытовому насилию. “В сентябре мы снова вернемся к ним, и надеемся, что они будут переданы на рассмотрение сената”, - отметил мажилисмен Жакип Асанов.
Астана |