|
Алла Иванилова
Сегодня государство на одного осужденного в день тратит 829,5 тенге, в месяц - 25 тысяч тенге, а в год - 302 тысячи 760 тенге. Учитывая, что в условиях экономического кризиса необходимо соблюдать режим жесткой экономии, власти решили изменить уголовное право и за нетяжкие преступления карать штрафами
Министр юстиции Загипа Балиева, говоря о сумме содержания одного заключенного, отметила: “Я так думаю, что это достаточно большая сумма, потому что только контролеры у нас получают в среднем 24 тысячи в месяц”.
Сейчас в тюрьмах страны находится около 59 тысяч человек. Более 85 процентов отбывают наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений - за убийства, разбои и грабежи. Остальные - мелкие воришки и хулиганы, которые обходятся казне в миллионы тенге. “Господин Дуля (сейчас он уже господин, он уже освободился) украл курицу за две тысячи тенге и был осужден на полтора года лишения свободы. Пять парней отобрали сотовый телефон и каждый из них получил по 4-5 лет лишения свободы. Да, конечно, это преступление. Но если все-таки заставить их возместить в трехкратном размере, заплатить штраф, заплатить за моральный ущерб, то родители, наверное, больше не позволят этому ребенку, да и сам он себе не позволит совершить преступление”, - считает глава Минюста.
Глава государства в свое время поручил декриминализировать уголовное законодательство. Работа в этом направлении ведется. Разработан соответствующий законопроект, который предполагает применение к осужденным за нетяжкие преступления альтернативных видов наказания либо штрафов. В Министерстве юстиции уверены: от того, что человек содержится несколько лет в местах лишения свободы, он не становится более законопослушным. “Наоборот, мы наблюдаем обратное”, - констатировала Загипа Балиева.
Главный вопрос, который встал перед отечественными юристами: какие альтернативные меры наказания возможно применять в отношении мелких хулиганов и воришек. В 70-е годы один датский профессор насчитал 24 альтернативные меры наказания. Профессор кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук Леонид Головко перечислил депутатам некоторые из них. По его мнению, наказать и при этом не потерять человека для общества можно арестом в выходные дни. Осужденный свободно передвигается, ходит на работу, а в выходные дни находится в специальном арестантском доме. “Природа наказания зависит от преступления”, - считает профессор. И приводит пример, что за экономические преступления преступника можно наказать, запретив ему учреждать коммерческие организации.
|
Лишение свободы действует на казахстанцев сурово |
Леонид Головко сообщил об опыте, который успешно используется у него на родине. В России злостным неплательщикам алиментов и тем, кто не исполняет кредитные обязательства, запрещено выезжать из страны. “Человек, условно говоря, собирается в отпуск в Таиланд, приходит в Шереметьево, а ему говорят: у вас изымается загранпаспорт и вы не можете посещать другие страны. В качестве наказания - очень эффективно”, - отмечает российский юрист.
Если человек совершает преступления в алкогольном или наркотическом состоянии, то к нему возможно применить такую альтернативную меру наказания, как принудительное лечение от пагубной зависимости. Карательной мерой может стать и лишение водительских прав. Эту норму профессор МГУ предлагает включить в Уголовный кодекс. Также, по его мнению, судья должен не только выносить приговор, но и подробно изучать “провинившегося”, собирать на него досье, чтобы знать его “слабые места”. Так, если задержанный футбольный болельщик учиняет беспорядки на матчах, то ему следует запретить посещать стадион. Если преступник совершает свои злодеяния в основном ночью, то необходимо ограничить его передвижение в это время суток, прописав “наказание комендантского часа” - он должен находиться дома с 22 часов вечера до восьми часов утра.
По словам московского профессора, подобные диковинные для нас карательные меры содержатся в Уголовном кодексе многих западных стран. Однако казахстанские юристы и депутаты считают, что они неприменимы к нашим гражданам, поскольку в их понимании наказанием считается лишение свободы. Кроме того, это требует экономических затрат: увеличение штата контролеров, которые будут следить за осужденным, чтобы он исполнял все предписания. Другой, еще более дорогой вариант - приобретение всевозможных чипов, датчиков и камер слежения.
В общем, государственные мужи пока не готовы к таким преобразованиям в уголовной системе и сосредоточились лишь на штрафах за нетяжкие преступления. Кроме того, сегодня ведутся работы по улучшению условий в тюрьмах. Как отметил председатель Комитета уголовно-исполнительной системы Минюста Мейрам Аюбаев: “Система исполнения уголовных наказаний нуждается в материально-техническом дооснащении”.
Большинство зданий и сооружений учреждений УИС построены в начале - середине прошлого века, а отдельные - в XVIII-XIX веках и находятся в ветхом, зачастую в аварийном состоянии. К тому же заключенные в них содержатся поотрядно - в среднем около ста человек в одном отряде. Преступники-рецидивисты, а также осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления находятся в одном помещении, что, по словам председателя КУИС, ведет к совершению преступлений в тюрьмах. “В этой связи порядок содержания осужденных в исправительных учреждениях закрытого типа требует концептуального изменения, а именно - постепенного перехода от отрядного содержания осужденных к камерному типу содержания”, - констатирует Мейрам Аюбаев. Для этого необходимо реконструировать имеющиеся тюрьмы и построить новые, отвечающие международным стандартам, в каждом областном центре, в крупных городах и вблизи от них. Международные стандарты предписывают покамерное содержание заключенных и изоляцию осужденных общего, строгого и особого режима. Тюрьмы с покамерным содержанием сегодня уже есть в Таразе и Восточно-Казахстанской области. Как отметил председатель Комитета уголовно-исполнительной системы, камеры там гостиничного типа (12-14 квадратов), и в них содержится 2-4 человека. Он также резюмировал, что “покамерное содержание дает уже свой положительный эффект”.
Астана |