|
Ботагоз Искакова
Гражданское общество все более активно вовлекается в антикоррупционную борьбу. Для этих целей создана открытая онлайн-платформа, понятная каждому. К примеру, находясь рядом со школой или поликлиникой, любой через эту программу сможет увидеть, сколько средств было выделено из бюджета и на какие цели, и оставить свои отзывы по этому поводу. А эксперты узкого профиля смогут сделать антикоррупционную экспертизу законопроектов
На днях в Нур-Султане подвели итоги двухлетнего сотрудничества госорганов с общественниками. Президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане Зауреш Батталова отметила, что из всех реализованных проектов нынешние дали самый высокий результат, так как эти инициативы получили широкую поддержку на высшем политическом уровне. Так, первая попытка ввести в 2008 году антикоррупционную экспертизу законопроектов не увенчалась успехом. В ней не учитывался конфликт интересов, так как ее проводили Минюст и его структурные подразделения. Причем один и тот же юрист делал экспертизу на проекты нормативно-правовых актов (НПА) в сфере сельского хозяйства, по линии финансов, экономики. В результате эти заключения, которые штамповали по единому стилю и принципу, просто-напросто никто не читал, и этот институт упразднили. При этом львиная доля законопроектов и НПА разрабатывают сами госорганы, а у депутатского корпуса не всегда есть возможность вникать во все детали. При поддержке Посольства Королевства Нидерландов и Агентства РК по противодействию коррупции Фонд развития парламентаризма реализовал три проекта: выработана методология антикоррупционной экспертизы, создано программное обеспечение “Сапартама”. Оно позволяет структурировать антикоррупционное заключение и влияет на то, чтобы эксперт проводил качественное заключение, давал существенные предложения и рекомендации для законотворцев. Также стала доступной интерактивная карта открытых бюджетов.
Изначально интерактивную карту открытых бюджетов реализовали в пилотном режиме только в городе Нур-Султане, а в прошлом году при поддержке главы государства на этот проект выделили дополнительно 60 миллионов тенге, и сегодня она полностью представляет бюджет всего Казахстана. По словам председателя Агентства по противодействию коррупции Алика Шпекбаева, сегодня картой оцифровано 7,7 триллиона тенге бюджетных средств и около 20 тысяч государственных организаций страны. Карта предоставляет данные по бюджетам школ, детских садов, больниц, поликлиник, дорог, недвижимости, объектов культуры, транспорта, спорта и туризма всех регионов на единой платформе. В отличие от портала государственных закупок, в котором обычный гражданин разберется не сразу (потому как нужное объявление надо находить по БИНу и необходимо обладать специфическими знаниями), система портала открытого бюджета по геоданным сама отобразит объекты. И по ним можно будет увидеть развернутую информацию по статьям расходов, включая количество закупаемых товаров, по какой цене за одну штуку их приобрели или планируют к закупу. А также общую сумму, которую израсходуют, и сравнение цен на те или иные позиции с ценами в интернет-магазинах. Помимо этого можно увидеть сумму, изначально выделенную на содержание объекта и при необходимости в разделе “жалобы и обращения” задать вопросы курирующей организации и получить ответ в установленные законом сроки. Методология проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов учитывает рекомендации ОЭСР для Казахстана. Портал запустили по поручению Президента РК в конце прошлого года, а для этого потребовалось внести законодательные поправки по восстановлению научной коррупционной экспертизы проектов НПА с широким привлечением общественности: проект, поступивший в экспертизу, размещается на сайте, и каждый человек может оставить свой отзыв. Наиболее актуальные предложения эксперты будут включать в итоговое заключение. И если ранее вся экспертиза сводилась к лингвистической составляющей, то теперь сформирован пул экспертов, которые имеют опыт работы в той сфере, в которой они будут проводить анализ законодательства. Причем независимых экспертов выбирают из числа гражданского общества. Они не связаны с государством или с госорганом, который инициирует тот или иной законопроект, и необязательно должны быть кандидатами или докторами наук, самое главное - обладать достаточными компетенциями. По этой методологии уже обучили более тысячи экспертов, анализирующих действующее законодательство на предмет содержания в нем норм, которые могут способствовать коррупции. Так, научный руководитель проекта “Свободный институт законодательства РК” Фонда развития парламентаризма в Казахстане Мереке Габдуалиев привел наиболее яркие выводы экспертов. К примеру, выявили конкуренцию норм двух статей Кодекса об административных правонарушениях - статьи 601 и части 3 статьи 596. В них приводится ответственность по одним и тем же правонарушениям. Но в первом случае за него предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на шесть месяцев, и в этом случае взыскание накладывает суд, а второй случай почти аналогичный, но здесь накладывает штраф не суд, а полиция, без лишения водительских прав. “И вот вам “ножницы”, которые позволяют полицейским ежедневно злоупотреблять своими должностными полномочиями. Как проконтролировать этот вопрос? Конечно, нарушитель, который находился за рулем автотранспортного средства, не заинтересован в том, чтобы сказать, что он нарушил по статье 596 часть 3, поскольку есть угроза лишения водительских прав. Полицейский об этом не сообщит. Кто это выявил? Это выявил эксперт, который имеет опыт работы в судах, органах прокуратуры и сейчас работает адвокатом”, - сообщил Мереке Габдуалиев. “Никакие мониторинги, никакая научно-правовая экспертиза, которая проводилась по КоАП в момент его разработки, не дала нам ранее возможности без методологии выявить конкретный риск в конкретной статье. Обратите внимание, всего лишь одна часть одной статьи КоАП, но какой коррупционный потенциал в этой статье сидит”, - подчеркнул он. Директор Центра исследования прав человека, инклюзии и гражданского общества Халида Ажигулова представила результаты антикоррупционной экспертизы на примере Закона “О статусе педагога” от 2019 года, а также сопутствующих документов в сфере образования. По ее словам, в сфере образования коррупционным рискам наиболее подвержены такие направления, как качество школьной инфраструктуры, строительство и реновация школ, обеспечение цифровизации школ, школьное питание, публикация школьных учебников, подушевое финансирование, назначение директоров школ и руководителей управлений образования, курсы повышения квалификации для учителей (к примеру, через лоббирование этих курсов только от одного поставщика) и присуждение почетных званий и поощрений учителям. Так, в статье 9 “Право педагога на поощрение” выявлены такие факторы риска, как двоякая формулировка, допускающая злоупотребления при толковании и завышенные требования для осуществления прав. В ней указано, что “за добросовестный труд и образцовое исполнение своих профессиональных обязанностей к педагогу применяются поощрения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, а также правилами внутреннего распорядка организации”. “Добросовестный труд” и “образцовое исполнение” - это достаточно размытые понятия, которые каждый руководитель на своем уровне будет толковать по-разному в пользу того или иного кандидата, и это уже создает коррупциогенную ситуацию. В законе указано, что “за выдающиеся достижения и особые заслуги педагога перед Республикой Казахстан ему присваивают государственные награды, в том числе почетное звание “Казаћстанныѓ еѓбек сіѓірген џстазы”, в соответствии с Законом “О государственных наградах Республики Казахстан”. Педагог, удостоенный почетного звания, получает единовременную выплату в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года”. Здесь также приведены размытые понятия, которые могут привести к злоупотреблению при толковании. Причем тысячекратный размер МРП, который составляет эта премия, в 46 раз превышает среднюю зарплату молодого специалиста, получающего 60 тысяч тенге, или в 13 раз - максимальную среднюю зарплату 200 тысяч тенге.
Нур-Султан
|