Алла Иванилова Пока медики борются с коронавирусом, правоохранительные органы - с коррупционерами. Для более эффективной борьбы внесли изменения в Правила поощрения лиц, сообщивших о фактах мздоимства
С 2012 года казахстанцев стали финансово поощрять за разоблачения коррупционеров. Выплата вознаграждений, которую осуществляют при предоставлении достоверной информации, а также наличии вступившего в законную силу приговора суда, регулируется постановлением Правительства РК. В предыдущие годы сумма “премий” была фиксированной и максимально можно было получить 240 тысяч тенге. Теперь же по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева принято Постановление Правительства о новой системе поощрения граждан за сообщения о фактах коррупции. По опыту стран ОЭСР (Германия, США, Великобритания и Гонконг) сумма вознаграждения будет дифференцированной. Таким образом, граждане, сообщившие о коррупционном правонарушении, могут получить 10 процентов от суммы взятки. В целом правилами предусмотрена следующая система поощрения: по коррупционным преступлениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость предоставленных льгот или оказанных услуг не превышает 1000 МРП (2 778 000 тенге), составляет от 30 до 100 МРП (от 83 340 до 277 800 тенге). Если сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость предоставленных льгот или оказанных услуг превышает 1000 МРП, то в этом случае сумма вознаграждения составит 10 процентов от указанной суммы, но не более 4000 МРП (11 миллионов 112 тысяч тенге).
Стоит отметить, что после того как в Казахстане начали премировать за сообщения о коррупции, таких сообщений с каждым годом становится все больше. По итогам за 2018 год антикоррупционная служба Казахстана поощрила 185 жителей республики на общую сумму 27,3 миллиона тенге. Из них по коррупционным преступлениям небольшой тяжести поощрили двух граждан на 192 400 тенге, средней тяжести - 73 лица на 9,04 миллиона тенге, тяжким - 106 лиц на 18,1 миллиона тенге. По итогам 2019 года почти в три раза возросло количество звонков, в два раза - досудебных расследований по подтвержденным фактам. Чиновники это расценивают как рост доверия граждан к антикоррупционной политике страны. Это подтверждает социологическое исследование, согласно которому 68 процентов казахстанцев доверяют Агентству по противодействию коррупции, а 60 процентов готовы лично внести свой вклад в снижение уровня коррупции в стране. Важным направлением работы является розыск граждан, скрывшихся от уголовного преследования. Розыскная деятельность агентства продолжает совершенствоваться и демонстрирует свою эффективность: только за первый квартал этого года разыскали в два раза больше преступников, чем за аналогичный период прошлого года. Большую роль в этом играют заключенные Казахстаном 82 двусторонних соглашения о выдаче преступников и налаженные коммуникации с зарубежными правоохранительными органами. В частности, недавно из ОАЭ экстрадировали гражданина Ибрагимова, находившегося в розыске с 2010 года по уголовному делу в отношении должностных лиц “БТА-Банка”. Как отмечают в антикоррупционном ведомстве, действенным методом розыска являются мотивационные беседы с близкими родственниками и друзьями беглецов. Зачастую именно они в курсе места нахождения разыскиваемых. Это так называемый метод пряника. В ходе таких встреч сотрудники ведомства подробно разъясняют, почему разыскивают человека, какой ущерб он причинил государству и обществу, какое наказание его ждет в случае добровольной явки и прочие интересующие вопросы. К тем, кто сдался самостоятельно, применяют более мягкое наказание. Благодаря такому методу в этом году сами появились 60 процентов от общего числа разысканных. P.S. Кстати, в некоторых странах устное предложение или обещание взятки равноценно даче взятки. Но пока казахстанские власти не готовы пойти на такой шаг, хотя это предложение уже много лет обсуждают. Намерение дать взятку не считается уголовно наказуемым деянием, и коррупционерами считаются лишь те, кто фактически передал или получил деньги. Хотя, с определенной точки зрения, обещание и предложение взятки не менее опасны, чем само получение. Подобный опыт есть в Молдове, Грузии и Эстонии. Если эти поправки примут и понятие взятки расширится, то статистика сообщений о них вырастет в несколько раз.
В прошлом году зарегистрировали 1717 коррупционных преступлений, более половины из которых приходится на факты взяточничества. Осудили 1002 должностных лица. Сумма установленного ущерба составила 24,6 миллиарда тенге, из которых 22,7 миллиарда тенге возмещено. В квазигоссекторе выявили 324 коррупционных преступления, осудили 160 должностных лиц. К уголовной ответственности привлекают 237 сотрудников правоохранительных органов, из которых 163 уже осудили. При активной поддержке руководства Верховного суда принимают меры по очищению судебного корпуса. Осудили семерых судей. Кроме того, ведут расследование в отношении еще четырех служителей Фемиды.
Нур-Султан |